Епархиальные Свято-Иоанновские богословско-педагогические курсы
Р Е Ф Е Р А Т
по предмету:
Основы православной педагогики
Тема:
Воспитание в детях любви и почитания
| Выполнила: слушательница 3 курса Кузьмина Ирина Александровна Преподаватель: прот. Александр Зелененко, канд. богосл. наук |
Санкт – Петербург
2005-2006 уч.год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Проблемы воспитания детей в современном мире
Разрушение нравственных ценностей
Информационный поток
Роль семьи в воспитании детей
Глава 2. Христианская семья
Церковь о христианской семье глазами Святых апостолов
Влияние духовной жизни семьи на воспитание детей
Воспитание в детях любви к Богу
Воцерковление детей
Занятия с детьми
Духовное возрастание родителей
Об ответственности родителей за воспитание в детях христианских добродетелей.
Глава 3. О почитании
Глава 4. О послушании
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
| «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим!» - сия есть первая и наибольшая Заповедь; вторая же – подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя!» (Мф.22,37-39) |
ВВЕДЕНИЕ
Господь дал нам двуединую Заповедь Любви. Заповедью этой мы должны руководствоваться с самых ранних лет до последнего вздоха. А где любовь, там и почитание – прежде всего Бога, Божьей Матери, святых. Любовь и почитание – неразделимы: любовь возрастает в почитание, почитание порождает любовь. Существует глубинная связь между почитанием и любовью к Богу и почитанием и любовью к ближним.
Тема любви и почитания была важна всегда. Современная жизнь постоянно являет нам примеры оскудения любви и почитания Бога и людей. Воспитание в детях этих важнейших качеств – задача всей нашей жизни. Начинать надо с самого раннего возраста, когда чистая душа ребенка восприимчива и открыта ко всему доброму и хорошему.
Выбор темы данной работы был продиктован несомненной значимостью ее в наши дни. Реферат, возможно, будет интересен молодым родителям, имеющим детей дошкольного возраста.
При написании работы были использованы книги С.Куломзиной, И.Ильина как наиболее близких по своим взглядам на воспитание детей авторов, размышления на тему любви как духовного рая Святителя Феофана (Затворника), взгляд на воспитание детей нашего современника митрополита Сурожского Антония. Большую пользу может принести родителям прочтение книги М.Кравцовой «Воспитание детей на примере святых царственных мучеников». Высочайшим образцом для подражания является для нас опыт воспитания детей в семье императора Николая 11.
Глава 1. Проблемы воспитания детей в современном мире.
1) Разрушение нравственных ценностей
Современный мир в течение последних десятилетий, среди которых особо следует выделить последние годы жизни нашего государства, диктует свои нравственные принципы, весьма далекие от нравственных принципов, выработанных веками иерархичного сознания человечества. Иерархичность сознания предполагает устремленность к Высшему. И не просто устремленность, а почитание, любовь, послушание. Высшее – Бог, царь, священник, отец. Цивилизация разрушает патриархальное сознание, которое все более превращается в горизонтальное. Если нет объекта почитания, уважения, значит, жить можно в соответствии со своими собственными желаниями и прихотями, используя для их удовлетворения
ближних. Раз нет любви к Богу, то иссякает и любовь к другим людям
Господь предупреждает нас: «По причине умножения беззакония во многих охладеет любовь» (Мф.24,12).
Страшный удар по нравственным ценностям в нашей стране был нанесен в начале ХХ века. От Бога отказались, царя убили, уничтожили священство, обезглавили семью. Много отцов погибло на полях сражений, в результате репрессий. Большинство из тех, кому удалось выжить и вернуться в семью, не могли уже в полной мере играть роль отца, кормильца, спивались, чему способствовали установки безбожной власти, утвердившейся на долгие десятилетия. И все-таки нравственный ущерб, нанесенный советской властью, не идет ни в какое сравнение с разрушительным действием сил, направленных прежде всего на нашу семью, наших детей в настоящее время. Окружающий мир откровенно попирает тысячелетние моральные устои. На родителях, воспитателях лежит сейчас, как никогда, ответственность за воспитание в детях любви, послушания, уважения, смирения – главных христианских добродетелей. Это очень большой, кропотливый, неустанный труд, но цель велика и заслуживает усилий. Нравственная правда должна стать духовным принципом всей жизни ребенка. Мир разрушает духовное и нравственное сознание, особенно детское. И никакие разовые порывы в деле воспитания не помогут. Детям надо помочь воспринять и усвоить начала, которые предполагаются христианским сознанием.
Наша обязанность: противостоять разрушительной силе зла. Причем, противостоять с любовью. Главной жизненной установкой должна стать решимость взять на себя подвиг – именно подвиг, иначе все теряет смысл – воспитания детей. Подвиг этот возможно понести только с упованием на милость Божью.
2) Информационный поток
Следуя веяниям времени, многие родители непомерно нагружают детей знаниями. С малых лет ребенок изучает компьютер, иностранные языки и много другое – считается, что эти знания будут спасением в его дальнейшей жизни: помогут сделать карьеру и зарабатывать большие деньги. Само по себе знание помешать человеку не может. Если ребенок способен воспринять и осмыслить информацию без ущерба его душевному и физическому здоровью, то нет смысла препятствовать развитию его способностей. В этом случае из него может вырасти интересный человек и хороший специалист. Но несчастен ребенок, нагруженный знаниями и не получивший самого главного – нравственного воспитания, а значит, неспособный любить. «Знание надмевает, а любовь назидает» (Кор.8,1). В наши дни проблема перегрузки детей школьными и внешкольными занятиями в ущерб воспитанию встала во весь рост, хоть возникла она не сейчас. Как современно звучат слова архиепископа Амвросия (Ключарева), сказанные более столетия назад на освящении храма при Сумском духовном училище: «В последнее время мы привыкли возлагать в деле воспитания все надежды на обучение, на науку. Но горький опыт с каждым днем более убеждает нас в бессилии науки дать молодым поколениям тот добрый и надежный умственный и нравственный строй, который мы желали бы видеть в будущих деятелях на всех поприщах частной и общественной жизни» (1.с.93-94).
Так или иначе дети должны получить образование и войти в жизнь, в которой далеко не всегда провозглашается и исполняется Божественный Закон. Поэтому мы не вправе пускать на самотек вхождение в мир православного ребенка. В наших силах выбрать учебное заведение с наиболее чистой нравственной атмосферой, вникать в образовательный процесс, налаживать связи с товарищами ребенка; если с малых лет в ребенке заложены нравственные ориентиры, то он сможет найти для себя место в этой жизни, не изменяя своей Вере, исполняя Божьи Заповеди. Надо только помнить всегда о том, что высшее познание – Богопознание, которое в свою очередь ведет к цели христианской жизни – соединению с Богом. Для достижения этой цели приоритет отдается не приобретению набора знаний, не развитию высоких интеллектуальных способностей, хоть и это желательно видеть в наших детях, но, прежде всего – усвоению главной Заповеди Божьей – Заповеди Любви: к Богу, ближним, окружающему миру.
И все-таки получение знаний, пусть даже в очень большом количестве – не самое большое зло. Зло – информация, которую дети пассивно получают через телевидение, рекламу и пр. Телевидение дает очень малое количество душеспасительных программ, которое не идет ни в какое сравнение с потоком неприличных, агрессивных и пошлых передач. Если детство проходит на их фоне, вряд ли родители смогут пожинать добрые плоды воспитания. Лучшим выходом из этого положения может быть полный отказ от телевизора. И сделать это можно тем легче, чем меньше дети, для которых он не успел еще стать настоящим наркотиком.
3) Роль семьи в воспитании детей
Семья окончательно была бы задавлена агрессией окружающего мира, если бы не благодать Божия, которая будет изливаться на истинно верующих людей до скончания сего века. Господь спасает детей по молитвам их родителей. История знает бесчисленное множество таких примеров. Что может быть дороже для любящих родителей, чем собственное чадо? Горячая молитва к Богу будет не только услышана, но и зародит в детях ответную любовь.
В творениях Святых Отцов не много мы найдем наставлений о том, как воспитывать детей, как прививать им любовь к Богу и ближним, почитание старших. Сам патриархальный уклад семьи давал возможность вырастить трудолюбивых, заботливых, уважающих взрослых и друг друга детей. Как же в наши дни достичь высокой цели воспитания, поставленной перед нами Самим Господом? Ответом на этот вопрос в какой-то мере могут служить слова митрополита Антония Сурожского: «Раньше, чем вырасти в меру христианина, ребенок должен быть просто человеком. Если вы прочтете в 25-й главе Евангелия от Матфея притчу о козлищах и овцах, там вопрос ясно ставится: были ли вы человечны, выросли ли вы в меру настоящего человека? Только тогда вы можете вырасти в меру приобщенности к Богу. Поэтому надо учить ребенка правдивости, верности, мужеству, таким свойствам, которые из него делают подлинного человека; и, конечно, надо учить состраданию и любви» (2, с.243-244).
Как на практике научить ребенка всем этим замечательным качествам? Ответ прост и в то же время может оказаться невероятно сложным для того, кто решится последовать ему до конца: всей своей жизнью, своим отношением друг к другу, к окружающим, ко всякой Божьей твари. Воспитывать надо прежде всего самого себя. С самого нежного возраста ребенку необходимо видеть примеры любви, сострадания, жалости, терпения, взаимопонимания.
Особо хочется обратить внимание на заключительные слова митрополита Антония о сострадании и любви. Сострадание – способность ощутить страдания другого, как свои собственные. Без сострадания не может быть и любви в христианском понимании этого слова, так как настоящая любовь – любовь жертвенная. На Руси раньше говорили «жалею» вместо «люблю». Сострадание, жалость, любовь в христианстве неразрывно связаны; без одного не может быть другого. Воспитывать эти качества можно и нужно своими делами: подачей милостыни, оказанием помощи нуждающимся, щедростью – детское сердце отзывчиво на делание добра ради Христа и ближнего. «Жалость тождественна любви. В православном сознании жалость – это то, что покрывает мир. Православному человеку всех жалко» ( 3, с.151).
Глава 2. Христианская семья
1) Церковь о христианской семье глазами Святых апостолов.
Говоря о воспитании детей, мы имеем в виду, конечно же, воспитание детей в духе Божьей правды. Об ином воспитании говорить в данной работе не имеет смысла. Христианская семья, часто именуемая малой Церковью, способна воспитать детей в истинной любви, указывая им на высший идеал нашей жизни – Христа. Христианство поставило достоинство семьи на высочайшую ступень Послушание и любовь ко Христу создает единство семейной жизни. Лучшим руководством в воспитании детей в семье является Священное Писание. Неоценимую пользу получают родители, читая послания Святых апостолов Петра и Павла. Святые апостолы, обращаясь к христианским супругам, указывают им путь, ведущий к любви и взаимоуважению: «…мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитве» (1 Пет.3,7). «Муж оказывай жене должное благорасположение, подобно и жена – мужу» (1 Кор.7,3). Благорасположение – главное условие семейного счастья. Оно должно простираться и на детей. Апостол Павел требует от родителей бережного отношения к нежной детской душе: «…отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем!» (Еф.6,4). Не должно лишать детей мирного состояния духа, озлоблять их. Все апостольские наставления имеют целью любовное единение всех членов христианской семьи.
Окормление семьи Церковью осуществляется через обращение к духовному отцу. Благодаря духовному руководству дети с малых лет учатся почитанию старших, послушанию родителям, Церкви, а значит – Богу.
2) Влияние духовной жизни семьи на воспитание детей.
Воспитание – процесс непрерывный и бесконечный. Вырастая, христианин продолжает заниматься самовоспитанием, ведь цель его жизни – единение с Богом. Однако есть очень важный период, когда закладываются духовные основы личности – период раннего детства. Говоря еще строже – жизнь до рождения. Ребенок, находясь в утробе матери, вполне ощущает любовь родителей. Внутриутробные впечатления влияют на его дальнейшее развитие. Родителям уже задолго до рождения ребенка необходимо настроиться на христианскую жизнь, на воспитание будущих детей христианами. В книге Товита мы читаем удивительно трепетную молитву Товии, с которой он обращается к Богу перед тем, как соединиться со своей невестой: «Благословен Ты, Боже отцев наших, и благословенно имя Твое святое и славное во веки! Да благословляют Тебя небеса и вся творения Твоя! Ты сотворил Адама, и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: «нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему». И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня, и дай мне состариться с нею». И она сказала с ним: аминь. И спокойно спали в эту ночь» (Тов.8, 4-9). Ребенок, зачатый с молитвой и со страхом Божиим, получает благословение на всю свою жизнь.
Находясь в утробе матери, ребенок вполне ощущает присутствие Божие. Ярким примером является Святой Иоанн Предтеча, взыгравший в утробе Святой праведной Елизаветы во время посещения ее Девой Марией, носившей во чреве Христа.
Но вот малыш появляется на свет – и начинается ответственный, интересный и творческий период в жизни его родителей. Вот что говорит С.Куломзина в своей книге «Наша Церковь и наши дети» о религиозном воспитании ребенка пяти лет: «Даже если он не получил формальной религиозной подготовки, но рос в атмосфере любви и душевного покоя, подчиняясь семейной дисциплине, он вполне подготовлен к сознательному религиозному развитию. Если он был лишен такой атмосферы – ему нанесен большой ущерб. В эти годы формируется его духовное подсознание, которое станет почвой и фундаментом свободной мысли и сознательных действий в будущем» (4, с.44). Любовь и покой ребенок может в полной мере получить в своей семье. Важно не торопиться лет до пяти отдавать ребенка в детское дошкольное учреждение. Только семья – при ее правильном устроении – может взрастить в маленькой личности большую любовь, только в семейном укладе формируются у ребенка христианские впечатления. Раннее детство – самое счастливое время жизни для ребенка, пребывающего в своей родной семье, окруженного любовью родителей и близких. Это время искренности, доверчивости, чистоты. Только от своих любящих родителей ребенок может научиться любви, которую он пронесет через всю дальнейшую жизнь. Достигается это большим самоотверженным трудом родителей, бережным и уважительным отношением к маленькому человеку. Не стоит пробуждать в нем дурные наклонности преждевременными наказаниями, гораздо полезнее стараться раскрыть его душу навстречу Божьей благодати, радости, любви.
И.Ильин в разделе «О семье» высказывает свой взгляд на семейное воспитание достаточно близкий взгляду С.Куломзиной: «Если ребенок не научится любви в семье своих родителей, то где же он научится ей? Если он с детства не привыкнет искать счастья именно во взаимной любви, то в каких же злых или дурных влечениях он будет искать счастья в зрелом возрасте?» И далее: «В любовной и счастливой семье воспитывается человек с неповрежденным душевным организмом, который сам способен органически любить, органически строить и органически воспитывать». И.Ильин делает следующий вывод: «И вот главным условием такой семейной жизни является способность родителей ко взаимной духовной любви. Ибо счастье дается только любовью глубокого и долгого дыхания; а такая любовь возможна только в духе и через дух» (5,с.147). Именно такую семью апостол Павел называет домашней Церковью (Рим.16,4). Ведь в христианской семье, как в самой Церкви, глава – Господь. И живет эта семья под благодатью Святого Духа. Таким образом родители воспитание ребенка должны начать с себя в духе любви к Богу и друг ко другу. Только находясь в состоянии мира, покоя, любви они могут обратить свои взоры на ребенка и осознанно воспитывать в нем те же качества. Плодом этих трудов может стать духовный рай, о котором пишет Святитель Феофан (Затворник): «Любовь, в своем истинном виде, есть рай духовный. Она есть теплое, мирное, благожелательное, живое, приснодвижущееся и радостотворное расположение, не как гость, на время посещающий нашу душу, но расположение постоянное, твердое, глубокоукорененное, существенно неотъемлемое, как, например, дыхание или биение сердца. В ком внедрено это чувство, или эта сила, тот блаженствует в себе глубоким, невозмутимым блаженством (6,с.225).
3) Воспитание в детях любви к Богу
А вот замечательные слова Святителя Феофана о воспитании детей в Господе: «Чего хотят воспитывающие? Хотят просветить ум и образовать питомцев. Где же прочные основы и действенные орудия к тому и другому? Отвечаю решительно: нигде, как в Господе нашем Иисусе Христе, то есть в святой вере, Им дарованной, со всеми спасительными ее учреждениями» (6,с.241).
С самого рождения, точнее, до рождения ребенок верующих родителей буквально впитывает образ Христа, образ Его Божественной Любви через самоотверженную родительскую любовь. Причем, любовь родителей двояка: любовь к Богу и к ребенку. Родители являются как бы связующим звеном между Богом и младенцем. Святитель Иоанн Златоуст, высказывая мысль о единении Божественной и родительской любви, пишет о том, что Бог вложил в родителей любовь к детям, чтобы дети имели наставников в добродетели.
Ярким примером семейного воспитания детей в Православной вере может служить для нас жизнь Царственных мучеников. Дневники императрицы Александры Федоровны раскрывают внутреннюю духовную жизнь святой семьи, дают нам возможность приобщиться к ее бесценному опыту. «Есть дома, где постоянно ярко горит лампада, где постоянно говорят слова любви ко Христу, где детей с ранних лет учат тому, что Бог их любит, где они учатся молиться, едва начав лепетать. И спустя долгие годы память об этих священных мгновениях будет жить, освещая темноту лучами света, вдохновляя в период разочарования, открывая секрет победы в трудной битве, и ангел Божий поможет преодолеть жестокие искушения и не впасть в грех» (7,с.85). Автор книги об императорской семье М.Кравцова обращает внимание на то, что детей с ранних лет учат тому, что Бог их не наказывает, не грозит, а любит. Это очень важно ля воспитания религиозного чувства маленького ребенка. Императрица Александра Федоровна осознавала, что христианское воспитание ребенка непростое и непредсказуемое дело. «Мы должны быть максимально осторожными, пытаясь влиять на духовную жизнь других людей, особенно детей. Насилие может принести непоправимый вред. Лучшее, что мы можем сделать, чтобы развить духовную жизнь других, - это дать им атмосферу любви и чистоты» (7,с.87).
4) Воцерковление детей.
«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк.10,14). Господь этими словами являет Свою бесконечную любовь к детям, призывает их к Себе. Связь с Богом возможна только через Мать Церковь. В Таинстве Крещения дитя омывается от первородного греха.
Далее младенец возрастает в Церкви получая Любовь Божию через Таинство Причащения. Господь питает по Своей любви духовную и телесную жизнь ребенка. По мере взросления детей необходимо рассказывать им о сущности христианства – спасительной Жертве Христа. И в сердце непременно разгорится ответная любовь к Господу. Боголюбие – вот главная способность, которую мы должны развивать в детях. Любовь к Господу и ближним дается только верующему сердцу, поэтому нам, взрослым, всеми силами своей души необходимо стремиться к тому, чтобы дети пришли и остались в Церкви, а значит – с Господом навсегда. Какими бы добродетелями ни обладал ребенок, каких бы совершенств он ни достиг в своем развитии, без веры и любви не сможет он состояться как человек и как христианин. «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность всех добродетелей» (Кол.3,14).
Находясь в Храме, ребенок видит иконы Спасителя Божьей Матери, святых угодников Божиих. По примеру взрослых он прикладывается к иконам. С самого раннего детства в нем зарождается благоговейное отношение к святыням, их почитание. В современном мире, пронизанном неуважением к человеку, к Родине, ко всему святому, это очень редкое качество, но оно необходимо для спасения души. Так с детства приобретается бесценный опыт церковной жизни, в которой самое главное – частое причащение Святых Христовых тайн. Ведь с ними в жизнь ребенка входит благодать Божья.
Однако не стоит утруждать ребенка длительными службами, полным
домашним молитвенным правилом – ведь все это может стать для него обременительной обязанностью. Нередко можно услышать от родителей повзрослевших детей жалобы на охлаждение детей в вере. Пока они были маленькими, ходили вместе с родителями в Храм, воскресную школу, а теперь у них совсем другие интересы и друзья. Все это очень печально. Но зададимся вопросом: была ли взрослыми заложена в детские души искренняя вера и любовь к Господу? Может быть мы сами своим маловерием или ревностью не по разуму оттолкнули детей от церковной жизни?
Важно, чтобы огонек веры не угас в повзрослевшем ребенке, а разгорелся с большей силой. Чтобы избежать ошибок, необходимо руководствоваться здравым смыслом, учитывать особенности характера ребенка, его возраста, а главное – все делать с любовью и уважением к его личности. Ребенок является образом Божиим. Задача воспитания состоит в том, чтобы он имел в себе и подобие Божие.
К великому сожалению в наши дни во многих семьях родители не ставят во главу угла задачу приведения детей к Богу, ссылаясь подчас на нехватку времени и усталость от работы и домашних дел. Старец Паисий дает совет матерям, загруженным, по их мнению, домашней работой: «Вместо того, чтобы скрупулезно и схоластично заниматься домашним хозяйством – вещами бездушными – матери лучше заняться воспитанием детей. Пусть она говорит им о Христе, читает им Жития Святых. Одновременно она должна заниматься и вычищением своей души – чтобы и она духовно сияла. Духовная жизнь матери незаметно, бесшумно поможет и душам ее детей. Таким образом, ее дети будут жить радостно и сама она будет счастлива, потому что в себе она будет иметь Христа. Если мать не может выбрать время даже на то, чтобы прочитать «Святый Боже», то как освятятся ее дети?» (8,с.99).
Послушание, трудолюбие, мир и порядок, а главное – жизнь с Богом – нравственные черты христианской семьи. В этом случае родителям нет необходимости вести силой своих детей в Храм – они посещают богослужения с удовольствием.
5) Занятия с детьми
Личность маленького ребенка формируется в процессе общения со старшими и сверстниками, в занятиях и играх. Ребенок смотрит на мир, широко раскрыв глаза, ему все интересно, все впервые. Как важно именно сейчас напитать его радостным, добрым, светлым, чтобы в дальнейшем он вырос человеком открытым, доброжелательным. Прежде всего этому способствует чтение хороших книг: и духовных и светских. Чтение нравственно ориентирует детей. Однако необходим отбор литературы, ведь ни для кого не секрет, что много сейчас на прилавках книг в лучшем случае бессмысленных, а то и вредных для неокрепшей детской души. Но если прочитана настоящая Детская Книга, то трудно переоценить ее живительную силу, способствующую прорастанию начатков любви и добра в детском сердце.
Велика роль игр со сверстниками и старшими – ведь все мы живем в обществе других людей, и построить отношения с ними на основе взаимопонимания и уважения бывает не так просто. В игре с товарищами ребенок учится уступчивости, поддержке и многим другим положительным качествам, что в дальнейшем поможет ему в общении с окружающими.
В наших современных условиях не всегда удается собраться детям для совместной игры. В этом случае нам, взрослым, не надо стесняться снизойти к ребенку и поиграть с ним. Ведь Сам Господь хочет, чтобы мы были как дети. Святая мученица царица Александра Федоровна в своем дневнике пишет: «… почему бы нашим душам не оставаться всегда молодыми? Просто преступление – подавлять детскую радость и заставлять детей быть мрачными и важными. Очень скоро на их плечи лягут жизненные проблемы. Очень скоро жизнь принесет им и тревоги, и заботы, и трудности, и тяжесть ответственности. Так пусть же как можно дольше остаются они юными и беззаботными. Их детство нужно, по мере возможности, наполнять радостью, светом, веселыми играми. Родителям не следует стыдиться того, что они играют и шалят вместе с детьми. Может, именно тогда они ближе к Богу, чем когда выполняют самую важную, по их мнению, работу» (9,с.28). В игре ребенок раскрывается, его покидают страхи, напряжение, он искренне радуется, и эта радость изливается на окружающих, а это и есть любовь.
Воспитывать в ребенке любовь к окружающему миру, людям, уважение и почитание старших можно в увлекательных поездках, прогулках. Любящее сердце родителей подскажет методы воспитания детей, было бы на это доброе произволение. Лишь бы не было равнодушия к ребенку, а хуже того – озлобления. Одна из причин наркомании и прочих пороков и даже преступлений в отсутствии или недостатке в детстве любви и внимания к ребенку. В душе такого человека остается пустота, не заполненная самым важным – любовью. И эта пустота заполняется чем-то страшным.
Агрессия детей также вызвана недостаточным эмоциональным контактом с родителями. Вот что мы читаем у старца Паисия: «Ребенок нуждается во многой любви и нежности, а также во многом руководстве. Он хочет, чтобы ты посидел рядом с ним, хочет рассказать тебе о своих проблемах, хочет, чтобы ты его ласково погладил и поцеловал. Когда малыш ведет себя беспокойно и немирно, то маме надо взять его на руки, приласкать и поцеловать, чтобы он успокоился и умиротворился. Если, будучи ребенком, человек насытился нежностью и любовью, то впоследствии у него есть силы на то, чтобы преодолеть те проблемы, с которыми он будет сталкиваться в жизни» (8,с.107).
Дети очень нуждаются в живом общении, в беседе – ведь им все интересно. Маленький ребенок открыт для всего хорошего, доброго. Семена любви, посеянные в этом возрасте, дадут в свое время всходы. А как много вопросов способны задавать маленькие «почемучки»! Вопросы эти для них самые важные в данный момент, и если мы не ответим на них именно сейчас, то, может быть, нам уже никогда не представится такая возможность. У ребенка же в душе останется пустота. Беседовать с детьми, отвечать на их вопросы нам нужно вполне серьезно, не забывая, что перед нами Личность, Божие создание. Это способствует рождению доверительных отношений, значение которых неоценимо в дальнейшей жизни. Такие отношения не дадут возникнуть разобщенности между поколениями, а приведут к любви, взаимопониманию и доверию.
6) Духовное возрастание родителей.
Достаточна ли наша любовь к ребенку? «Конечно, да!» - скажем мы. Но обратимся к святому апостолу Павлу. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла … любовь никогда не перестает» (1 Кор.13, 4-8). Кто же из нас не раздражался на детей, не убегал от них по своим делам или в гости, ища своего? Значит, это уже не любовь. Ребенок должен постоянно чувствовать внимание и любовь взрослых. Только в этом случае из него вырастет человек, способный сам любить и жертвовать своими интересами ради других. Архиепископ Амвросий говорит о любви родителей, доходящей до самоотвержения: «Посмотрите на добрых родителей. Мать без ропота проводит бессонные ночи и ухаживает за детьми; отец неустанно трудится для их прокормления и воспитания; оба болеют о них, когда они в чем-либо несчастны, оба утешаются пробуждением разума и ласками их в детстве, а при возрасте успехами и задатками дарований и добродетелей для возвышения их рода; оба, наконец, надеются в старости найти в них для себя опору, а по смерти своей молитвенников за них пред Богом. Нам довелось слышать от одного разумного и благочестивого отца семейства: «Нет выше радости на земле, как радость о добрых детях» (1.с.31-32). Не будем же скупиться на любовь и внимание к своему ребенку! Часто младшие дети в семье более эмоционально развиты, более способны на ответное чувство, т.к. возрастание их происходило в период, когда родители остепенились и стали мудрее, в силу чего смогли дать младшим больше тепла и ласки. Родителям необходимо возрастать нравственно. Ведь воспитать в ребенке такие положительные качества как любовь и почитание можно только личным примером. Невозможно дать ему то, чего сам не имеешь. Слова апостола Павла о спасении женщины чадородием можно понимать и как воспитание матери (шире – родителей) в процессе воспитания ребенка. Положительные качества надо взращивать прежде всего в самом себе. Падшая природа человека постоянно нуждается в улучшении, избавлении от грехов покаянием. Аскеза, работа над собой, отказ от всего греховного в себе – вот путь, которым идет христианин. Если в доме растет маленький человек, работа должна быть удвоена. Ведь теперь мы отвечаем перед Богом не только за себя, но и за новую душу. Ребенку нужно видеть в своих родителях христианскую жертвенную любовь. Дается она нелегко. Для достижения идеала может и жизни не хватить, но стремиться к нему – наша обязанность. В этом устремлении – цель воспитания.
Живя по заповедям Божиим, в лоне Церкви, преодолевая свои пороки и греховные наклонности, прибегая к церковным Таинствам, родители и дети соединяются с Богом и друг с другом во взаимной любви, понимании, уважении и почитании. Такая семья привлекает к себе своим мирным духом, покоем. Двери дома открыты для людей, нуждающихся в поддержке. Приходящие отогреваются душой, уходят умиротворенными, унося с собой частичку большой любви, царящей под этой крышей.
7) Об ответственности родителей за воспитание в детях христианских добродетелей.
Родители несут великую ответственность за воспитание своих детей перед обществом и перед Богом. Что может представлять из себя человек, не имеющий любви и не исполняющий самой главной заповеди Божьей? Такой человек нравственно глубоко болен, вокруг себя он может посеять только зло. Происходит это в большой степени из-за того, что в детстве родители не смогли наставить его на путь добра. «Скажите, вырастут ли людьми чистыми и хорошими дети, которые в лице родителей своих видят самые дурные примеры безнравственности? Будут ли чисты и целомудренны дочери ваши, если вы сами подаете пример прелюбодеяния? Будут ли чисты, неспособны к воровству ваши дети, если вы не будете останавливать их от этого с самых юных лет? Тяжкий ответ вы дадите перед Богом за всякий соблазн, который видят в вас ваши дети, за все ссоры, ругательства, пустословие, которые проходят на глазах их?»(10,с.199). Еще большее осуждение будет родителям, которые не приобщают своих детей к Церковной жизни. Истинное счастье состоит в благоговении перед всевидящим Богом, в чистоте совести, в служении нашему Спасителю делами правды и любви. Архиепископ Амвросий (Ключарев) раскрывает тайну нравственного воспитания: «Она состоит в том, чтобы сохранить в воспитаннике совесть чистою, то есть чуткою, бодрою, верно показывающею нравственные состояния души, и самую душу охранить от расстройства или немедленно восстановить после расстройства, чтобы дать юному человеку почувствовать внутреннее благосостояние, приобретаемое исполнением нравственного закона, или, иначе, познакомить его с духовным опытом. В этом единственно безошибочною и благонадежною руководительницей является Церковь» (1,с.77). Долг родителей – привести ребенка в Церковь, воспитать в нем веру во Всевидящего Бога, хотящего всем спастись и ненавидящего грех. Раньше детям постоянно указывали на грехи, воспитывали их в страхе Божием. Ведь малый грех, совершенный маленьким ребенком, может привести в дальнейшем к великому греху. Вновь пророчески звучат слова архиепископа Амвросия: «Оттого-то прежде и боялись больших грехов, что совесть чутка была к малым, что велик был страх ответственности перед Богом, что хорошо знакомы были страдания души, впадающей по несчастию в тяжкий грех. Ныне все можно и ничто не страшно. От тупости нравственного чувства происходит это бесстрашие и дерзость по отношению к порокам и страшным преступлениям, какие видим мы ныне» (1,с.81). К сожалению, в наши дни христианское воспитание детей не стало более легким делом, скорее, наоборот. Сказываются десятилетия безбожной жизни, у многих нет опыта не только церковного – отсутствуют представления о человеческих отношениях между супругами, между родителями и детьми. Обратимся снова к мудрому старцу Паисию: «Дети «снимают копию» со своих родителей уже с колыбели. Они видят то, что делают взрослые, снимают «копию» и записывают на свою чистую «кассету». Поэтому родители должны усердно постараться отсечь свои страсти. То, что некоторые из этих страстей они унаследовали от своих родителей, значения не имеет. Они не только дадут ответ Богу за то, что не подъяли подвиг, чтобы отсечь эти страсти, но также понесут ответственность за то, что передают эти страсти своим детям» (8,с.112). Однако, отчаиваться не следует – Господь не оставит без помощи верующих, уповающих на милосердие Божие, неустанно трудящихся над своими чадами родителей.
Глава 3. О почитании.
Почитание – очень важное качество человеческой души, и говорить о нем следует особо. Истинная любовь приводит к почитанию. Почитание свойственно детям старшего возраста, но начинать воспитывать его надо у малышей. Семья и тут должна стать примером. Если в семье есть бабушка, дедушка, то мама и папа не должны допускать неуважительного отношения к ним со своей стороны. Ведь когда вырастут их собственные дети, история может повториться. «Почитание родителей – это любовь, соединенная с уважением; любовь есть уважение и почитание. Слово почитай (чти) заключает в себе слово люби, потому что без любви нет истинного почитания» (11,с.416).
Православный подход к воспитанию детей диаметрально противоположен воспитанию по методу доктора Спока, главной идеей которого является вседозволенность. Со стороны ребенка по отношению к старшим не должно быть фамильярности, непочтительности, которые нельзя оправдать даже большой любовью. Чтобы этого не произошло, важно отличать любовь от баловства, естественные потребности ребенка от капризов.
Сам Господь дал нам заповедь о почитании Бога и родителей. В Ветхом Завете мы находим мудрые и суровые слова в Книге Премудрости Иисуса, Сына Сирахова: «Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою – как приобретающий сокровища. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан; уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его. Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания» (Сир.3,3-9). К заповеданной Господом священной обязанности чтить отца и мать присоединяется обетование – от почитания родителей зависит долгоденствие и благополучие не только самих детей, но и их семей.
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе» (Исх.
20,12).
В Ветхозаветные времена непочитание родителей считалось величайшим грехом, за которым следовало жестокое наказание. «Непочитание родителей, по учению Слова Божия, есть признак полной нравственной распущенности и величайшее нравственное преступление» (11,с.421).
Всем известно слово «хамство». Господь сурово наказывает непочтительное отношение Хама к своему отцу.
Новый Завет неоднократно наставляет нас в вопросах воспитания и почитания детьми родителей. «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем (ибо это благоугодно Господу)» (Кол.3,20). «Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу» (1 Тим.
5,4). С другой стороны апостол Павел, перечисляя непотребства превратного ума, которым предал Бог тех, кто не имел Его в разуме, говорит о непослушании родителям наряду с тягчайшими преступлениями против правды Божией: « они исполнены всякой неправды,…непослушны родителям…» (Рим.1,29-30). В послании к Тимофею апостол предостерегает от общения с людьми, развращенными умом, являющих среди прочих грехов непокорность родителям (2 Тим.3,1-8).
Таким образом, в воспитании в детях любви, почитания, повиновения, благодарности мы можем руководствоваться Священным Писанием, данным нам Самим Господом, не принимая в расчет новомодных теорий, которые могут увести далеко от истины.
Глава 4. О послушании.
Без воспитания в детях с самого раннего возраста послушания вряд ли можно рассчитывать на развитие у них добродетели почитания. В свою очередь добровольное послушание ребенок окажет воспитателю, к которому он испытывает уважение и любовь. Послушание предполагает подчинение своей воли воле чужой. «Но чтобы подчинить свою волю воле другого, необходимо иметь расположение и уважение к тому, перед кем должна склониться моя воля, надобно любить его, чтобы следовать ему» (12,с.7).
Непослушание – грех, совершенный Адамом и Евой. С тех пор он прочно укоренился в человечестве, наиболее ярко проявляясь в детях. Искоренять его необходимо. Родители не должны проявлять слабость, видя капризы ребенка, и действовать согласно между собой. Нельзя позволять ребенку разговаривать требовательным тоном со старшими, приказывать им, не выполнять указания родителей. Родители же, отдавая свои указания, должны быть уверены в их исполнении. Только таким путем можно добиться послушания, уважения, и в итоге – почитания, высшей степенью которого является Богопочитание.
При всем вышесказанном необходимо иметь в виду, что детям нельзя отказывать в том, на что они имеют право: в еде, необходимых вещах, уходе, внимании. В противном случае их можно озлобить, и тогда ни о каком послушании, любви и почитании не может быть и речи.
Интересный педагогический ход подсказывает нам Святитель Феофан (Затворник): «Но ухитритесь ли так действовать на нее (приемную сиротку), чтобы она не замечала, что ей приказывают, а делала то, что хотите, будто от себя. Господь да умудрит вас» (13,с.54).
Епископ Ириней дает следующий совет: «Искореняя … в детях своенравие и упорство, поступайте далее так, чтобы ваши дети имели почтение к вам. Почтение к повелевающему составляет существенное побуждение к послушанию. Дети уже по природе с особым почтением смотрят на родителей; это природное чувство. Это же внушает и пятая заповедь» (12,с.10). Далее епископ Ириней поясняет, как именно поступать родителям, чтобы заслужить почитание и послушание детей. Ведь воспитание – двусторонний процесс: мы воспитываем детей, а через них избавляемся от своих грехов и недостатков. «Оказывайте и доказывайте им свою любовь … сердечную, разумную любовь, направленную ко благу детей. Где дитя видит такую любовь, там он оказывает послушание не из страха, но из любви» (12,с.12). Доверительность отношений между родителями и детьми, радость общения привлекают детское сердце. Прежде же всего родители должны быть строги к самим себе, проявляя постоянство в своих указаниях и не требуя невыполнимого, выказывая уважение и терпимость друг ко другу. Нам необходимо всегда помнить: все, что происходит в нашей жизни, происходит по воле Божьей. Возможно, что непослушных детей Господь посылает нам для нашего собственного исправления. Вот что находим мы по этому поводу у Святителя Феофана: «Зачем такой крест? Чтобы смирять вас и прогонять возносливые мысли. И еще затем, чтобы вы при сем почаще поминали, как мы упорны пред Господом, когда вместо воли Его, покорствуем своим хотениям, и как это Богу неприятно» (13,с.54). Послушание в детях лучше всего воспитывать с самого раннего возраста (до 3-х лет), иначе в зрелые годы человеку очень трудно будет избавиться от своего самолюбия и эгоизма. Невозможно представить себе жизнь христианина без послушания. Послушания Богу, Церкви, духовному отцу и своим близким. Капризный ребенок так и не научится любить, так как он свою волю предпочитает воле другого, преследуя свои эгоистические желания.
Почитание, послушание, уважение и любовь – плоды трудов родителей, не забывающих постоянно призывать на своих детей Божье благословение. Сам Господь Иисус Христос проявил величайшее послушание Своему Небесному Отцу: «быв послушным даже до смерти (и смерти крестной)» (Филип.2,8).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бог есть любовь. В то же время Господь сказал: «Без Меня не можете ничего» (Ин.15,5). Воспитывая детей в вере, ведя их ко Христу, избавляясь от своих собственных грехов, участвуя в жизни Церкви, мы можем надеяться на то, что – с Божьей помощью – нам удастся привить детям качества, угодные Господу. Однако, не следует забывать, что на детей оказывают воздействие множество факторов: влияние окружающей среды, иными словами – падшего мира, наследственность, устроение самого ребенка. Но все покрывает благодать Божия, и успех в Его руках. Со своей стороны нам надо приложить все силы, мало – всю жизнь! – чтобы вырастить христианина. Ведь до пяти лет формируется фундамент духовной жизни человека, его мировосприятие. Следовательно, это важнейший возраст в развитии личности. Родителям необходимо помнить об этом – ведь возможно, что решается судьба человека не только на всю настоящую жизнь, но и жизнь вечную. Если мы упустим возможность заложить в эти годы в душу ребенка веру в Бога, почитание старших, любовь к ближним, не дадим ему представление о том, что такое добро и зло, то будем виноваты перед ним и перед Господом. Ведь ошибки воспитания в раннем возрасте непременно дадут о себе знать в последующие годы. Исправлять их будет очень трудно, если это вообще возможно.
Будем же неустанно трудиться, возрастать духовно вместе со своими детьми и уповать в молитвах на милосердие Божие!
Список использованной литературы
Архиепископ Амвросий. О семейном счастии и христианском воспитании. Духовные поучения. - М.: Сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы, 1997.
Митрополит Антоний (Сурожский). Человек перед Богом. - М.: Изд. «Паломник», 2001.
Нечипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. – М.: «Школа-Пресс», 1994.
Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. – М.: Изд. «Мартис»,1994.
5. Ильин И.А. Собр. сочинений. Т.1. О семье. – М.: Изд. «Русская книга», 1993.
6. Святитель Феофан (Затворник). Созерцание и размышление. – М.: Изд. «Правило веры», 1999.
Кравцова М. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников. – М.: Благо, 2002.
8. Старец Паисий Святогорец. Слова. Т.1У. Семейная жизнь. – М.: Издательский дом «Святая гора», 2005.
9. Два дневника Святой мученицы и страстотерпицы царицы Александры о значении семьи и семейной жизни. - Б.м.: Изд. «Псалтирь», 2004.
10. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). О воспитании детей. Опыты православной педагогики. - М.: Изд. «Литературная учеба», 1993.
11. Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты по учению Святых Отцов и подвижников Церкви. - М.: Даниловский благовестник, 1997.
. 12.Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский. Чтобы дети были
послушны и правдивы. – М.: Даниловский благовестник, 1997.
13. Святитель Феофан (Затворник). Спасение в семейной жизни. – М.:
По заказу Православного Братства «Споручица грешных», 1995.
Комментариев нет:
Отправить комментарий