среда, 27 июня 2012 г.

Призывание Имени Господня в древней Церкви и литургическая молитва ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ - 01.10.06 Беседа после трапезы оАС

01.10.06

Беседа после трапезы оАС:

Призывание Имени Господня в древней Церкви и литургическая молитва ГОСПОДИ, ПОМИЛУЙ

 

Я предлагаю вашему вниманию небольшой сюжетец, который у меня родился из чтения книжки отца Бориса Бобринского "Тайна Святой Троицы". Это интересная, содержательная книга. Главная его работа, - там дан небольшой намек на ту тему, о которой я хотел сегодня поговорить. Молитва "Господи, помилуй". Такая простая и - как считается, - наивная молитва. Молитвенный лепет любого человека, не знающего молитвенного многословия. Она воспринимается как что-то тривиальное, простое, детское, наивное. И в то же время это призывание Господа связано с ядром духовной жизни раннего христианства. Эту связь мало кто ощущает, и мне кажется, что, если мы сумеем немного ее прояснить, мы будем вкладывать в эти слова какой-то более глубокий смысл.

Вспомним проповедь ап. Петра, самую первую, изложенную в Деяниях.

14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим:

15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня;

16 но это есть предреченное пророком Иоилем:

17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.

18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать.

19 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма.

20 Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный.

21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,

23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;

24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.

25 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.

26 От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании,

27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.

28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.

29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.

30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его,

31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.

32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.

33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.

34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,

35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.

36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.

37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?

38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.

39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.

40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.

(Деяния 2:14-40)

О чем говорит ап. Петр?

Он напоминает, прежде всего, слова пророка Иоиля. (См выше ст. 17-23)

О чем же проповедовали апостолы? Что было главной точкой их проповеди?

Во-первых, о последних днях. Все это относится к последним дням. Последние дни - это от Воплощения Христа и Его Воскресения до Второго Пришествия. Мы живем в эти последние дни, последний этап истории человечества. До этого были тысячи и тысячи лет, и вот две тысячи лет мы живем в этих последних днях. То сеть последние дни это достаточно протяженный период. Хотя в ранней Церкви недолгий период считалось, что эти последние дни действительно исчисляются днями, месяцами, ну, в крайнем случае, годами. Но это быстро рассосалось, было понято, что последние дни - это время, когда Господь собирает Свою жатву после Своего Воплощения Он дает время человеку и человечеству собраться - так собирают зерно, отделяя его от плевелов.

Итак, в эти последние дни будет излияние Духа Святого на всякую плоть, всякого верующего, и далее говорится: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. То есть тот, кто будет в это время призывать имя Господне - по-гречески "Кириос", по-еврейски "Ягве" - тот будет спасен. Новизна проповеди в том, что он решительно утверждает, что это имя, которое отныне призывается, - Господь или Ягве по-еврейски, - это имя Иисус. Вот в чем новизна проповеди и в чем соблазн для иудеев. То самый соблазн, о котором говорит ап Павел. Итак, это призывание Имени Господня, - это то, что оказывается спасительным в последние времена. Причем это Имя отождествляется с Иисусом Христом. Об этом говорит ап. Петр и в этом существо его проповеди, всей проповеди апостолов.

Наступают последние дни. Происходит в эти дни излияние Святого Духа по пророчеству Иоиля. Дух Святой преображает человека и Духом Святым - ап. Павел говорит, что никто не может назвать Иисуса Христом кроме как Духом Святым, - значит, главное действие в человеке Духа святого в эти последние дни, в которые мы с вами живем, это есть призывание Имени Господня. Духом Святым мы можем призывать Имя Господне, отождествляя его с Иисусом Христом.

Как христиане называли себя в ранней Церкви? Слово "христианин" впервые появляется в более позднее время. Этот момент точно описан в Деяниях: "Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами". (Деяния 11:26) Ученики Варнавы и Савла, будущего Павла в Антиохии в первый раз стали называться христианами. Но это уже когда Павел стал проповедовать - прошло полтора десятка лет.

Надо сказать, что слово "христианин" у ап Павла не встречается никогда, у ап Петра встречается один-единственный раз в его послании Первом:

14 Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется.

15 Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое;

16 а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь.

(1-е Петра 4:14-16)

А как обычно называли себя верные? Что было таким идентифицирующим признаком того, что человек является христианином? Христиане говорили о себе в таком смысле как о призывающих Имя Господне. Именно в том смысле, о котором говорил ап Петр в своей проповеди в Пятидесятницу.

13 Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме;

14 и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое.

(Деяния 9:13,14)

Анания говорит о Савле. А когда Анания говорит о христианах, которые еще христианами не назывались, о последователях Христа, - он говорит о тех, кто призывает Имя Господне.

В обращении Первого Послания к Коринфянам

1 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,

2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас:

3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

(1-е Коринфянам 1:1-3)

Апостол Павел приветствует тех, кто призывает Имя Господа нашего Иисуса Христа во всякое время. Во Втором Послании к Тимофею пишет он то же самое.

22 Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца.

(2-е Тимофею 2:22)

Из приведенных отрывков видно, что самоидентификация первых христиан - те, кто призывает Имя Господне, отождествляя его с Иисус Христос. Вот это исповедание господства или божественного достоинства Иисуса Христа проявлялось не только в проповеди, но проявлялось и в богослужении в ранней литургической традиции. И очень долго церковь употребляла слово "Кириос" греческое в своей арамейской форме, которая существовала в самое раннее время и даже когда стали в основном говорить и совершать богослужения по-гречески - все равно этот возглас арамейский оставался в Церкви. Возглас "Маранафа", который вы, наверное, из чтения Священного Писания знаете.

Он пишется двумя способами. "Марана-фа" или "Маран-афа". Это означает "Господь, гряди" в первом случае или - во втором случае, - "Господь грядет". Если посмотреть все тексты ранних литургий, этот возглас обязательно присутствует.

В Священном Писании он тоже присутствует.

22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа.

(1-е Коринфянам 16:22)

Что это означает? Кто не любит Господа Иисуса Христа - анафема (будет отлучен) маранафа (то есть до пришествия Христова). Отлучение до пришествия Христова. До Второго Пришествия, когда Господь уже рассудит все Сам. Но до этого времени тот, кто не признает Христа - кто не призывает Его Имя, как Имя своего Спасителя, Имя Господа, Бога, - тот отлучается от общения верных.

20 Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи (Маранафа) Иисусе!

(Откровение 22:20)

Это заключительные слова Откровения Иоанна Богослова.

Куда же дальше девалась эта традиция? Вот если мы посмотрим на западную католическую мессу, то увидим, что первая ее часть прямо так и называется: "Кирие" ("Господь") - от слов "Кирие елейсон". У Католиков и поется "Кирие елейсон" - возьмите любую мессу Моцарта. Баха, другие - первая часть "Кирие". Дальше Глория, Кредо, и так далее, первая часть - Кирие, то есть призывание Имени Господня. И это выделено в особую часть Литургии.

У нас Божетсвенная Литургия начинается мирной ектеньей. Там есть, естественно "Господи, помилуй". Но "Господи, помилуй" мы слышим у себя не только в этом месте, а все ектении, в чтениях - там три раза, двенадцать раз, сорок раз "Господи, помилуй". Почему так насыщено богослужение этим, казалось бы, примитивным "Господи, помилуй"? Так вот это и означает - в ранней Церкви призывание Имени Господня было средоточием всей духовной жизни общины. Тот, кто призывает Имя Господне постоянно и повсеместно, это и есть верный, отличительная черта христианина: призывание Имени Господня.

В западной Церкви это выделено в отдельную часть, с которой начинается Божественная Литургия, там нет ектений таких, как у нас, а в православной - восточной - традиции это рассеяно, размазано по всему тексту Божественной Литургии и всех абсолютно служб - но, к сожалению, сегодня этот возглас воспринимается как частное и индивидуальное прошение о милости Бога к нашим каким-то конкретным грехам. Я сегодня сделал то-то и то-то, Господи, помилуй. То сеть сегодня все это немножко как бы распылилось, как-то измельчало. Помилуй меня в связи с этим и этим и вот этим. На самом деле все эти "Господи, помилуй" нам надо было бы в нашей внутренней молитве литургической собрать в одно это большое Призывание - призывание Имени Господня, Которое и есть единственно спасительное в те последние дни, в какие мы, собственно, и живем.

Вот такой сюжет.

Дальше идут еще многие линии. Например, Иисусова молитва оказывается особой практикой, но которая сохраняет вот эту древнюю традицию. Исихазм появился в эпоху развитого монашества, как хорошо описанная практика - с Григория Паламы во втором тысячелетии. На самом деле это восходит туда.

Есть более сложные вопросы, на которые я боюсь давать комментарии, связанные с имяславием. Это движение начала двадцатого века, религиозно-философское. Философия имени начала очень активно развиваться - Флоренский, Эрн. И трудно сказать, что было раньше: то ли эти религиозно-философские мысли проникли на Афон, то ли афонская практика дала толчок. Мне кажется, что религиозно-философская мысль была принята на Афоне и переосмыслена в имяславие. Этот богословский взгляд был тогда отвергнут Церковью в лице Священного Синода - о том, что Бог присутствует целиком и полностью, во всей Своей полноте в Своем Имени. Поэтому, произнося слово Иисус, Иисус Христос - вот бог здесь уже прямо по одному этому.

3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.

(1-е Коринфянам 12:3)

Видимо, эти слова лежат в основе. Самое имя отождествлялось с реальным присутствием Бога здесь, если оно произносится из глубины сердца. В этом есть какое-то продолжение этой древней традиции, но уже какое-то "модерное", что ли. Религиозная философия эпохи модерна. Известная книжка о. Павла Флоренского об именах к отеческому богословию, мне кажется, имеет мало отношения. Сейчас выходят книги, тема эта будет, видимо, богословски переосмыслена и разработана, но все это имеет малое отношение к тому, о чем я говорил. Я имел в виду, что когда поется хором или мы сами сердцем или устами произносим во время Литургии "Господи, помилуй" - мы понимали, что с этого началась вся христианская духовность. Это призывание имени Господня. Кириос, было основной отличительной чертой христиан 1-2-3 века. Они себя выделяли из всей массы других людей именно вот этим призыванием. Оно осталось в нашем богослужении, но понимается очень частно и не глубоко.

------------------------------------------

Доп. информация.

Предположительно со следующей воскресной Литургии в нашем храме кроме обычного сложившегося порядка поминовения на проскомидии по заранее поданным запискам будет устроена возможность для желающих прийти утром и совершить поминовение своих живых и усопших лично при вынимании частиц священником. Для этого нужно прийти в половине десятого, купить в свечном просфору и подойти на солею, где священник вынимает частицы при чтении самими верующими своих записок за живых и усопших. При этом прежний порядок полностью сохраняется для тех, кто не может или не хочет лично участвовать в проскомидии, они подают именные записки накануне на всенощной.

Комментариев нет: