среда, 27 июня 2012 г.

МИЛОСЕРДИЕ и ДИАКОНИЯ

ВЫШЕ ЗАКОНА МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ,

 

ВЫШЕ ПРАВА – ЛИШЬ МИЛОСТЬ,

 

И ВЫШЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ – ЛИШЬ ПРОЩЕНИЕ.

 

МНОГОЕ НА СВЕТЕ ИМЕЕТ ПРЕДЕЛ,

 

НО НЕТ ПРЕДЕЛА МИЛОСЕРДИЮ.

 

(Патриарх Московский и всея Руси Алексий II)


Все люди братья, и долг всех, всей общины заботиться о всех нуждающихся в помощи, в поддержке, в братской любви и в утешении (Деян. 2, 44-45; 4, 32).

Диакония – социальное служение Церкви

 

Основа церковной жизни - любовь. В Церкви нет жизни без любви.
Наиболее полно любовь выражается в Литургии. В жизни же вне богослужения проявлением любви является милосердие, вспомоществование, которое становится особым служением.

Св. Иоанн Лествичник называл благотворительность "крыльями молитвы". Он говорил, что молитва не достигает своей цели, если не сопровождается благотворительностью.

Изначально Святая Церковь избрала из своих рядов особых служителей милосердия, через которых выражалась любовь всех к страдающим, неимущим, нуждающимся членам Тела церковного. «Страдает ли один член, страдают с ним все» (I Кор. 12, 26). Это страдание всех восполнялось участием в жизни нуждающихся через диаконов, само имя которых говорило о служении («диакон» - служитель, слуга).

Эти апостольские принципы по заповедям Христа и в духе Пятидесятницы - лежали в основе диаконии всех христианских общин первых веков христианства, являясь стержнем их литургическо-диакональной жизни.

Совершенно естественно и закономерно, что живое и радостное, непосредственное и конкретное свидетельство о Христе апостолов и первых поколений христиан, подкрепленное братской диаконией и всей жизнью христианских общин того времени, привели Древнюю Церковь к победе Христианства в греко-римском мире при Константине Великом.

Что такое диакония?

Диакония - это духовная и материальная помощь нуждающимся. 

Диакония является осуществлением христианской веры в повседневной жизни

Диаконическая работа означает исполнение заповеди любви. Она является существенной частью церковной деятельности, и ее положение в приходе также значимо, как и богослужение, учение о крещении и о единстве прихожан. Диаконическая работа является служением христиан среди тех, кто тем или иным образом нуждается в помощи. 

Забота о детях-сиротах в детском доме, попечение о старых и больных людях, живущих рядом, поддержка одиноких и беспомощных, пострадавших от стихийных бедствий, а также помощь беднякам, нищим и пришельцам из других мест - это и есть проявление христианской диаконии, продолжение апостольских традиций, наше свидетельство о Христе. _________________________________________________________________________

«Наша задача не уговорить тех, кто не хочет помогать другим. Наша задача дать возможность заниматься этим тем, кто хочет»,


============================================================


Социальное свидетельство в истории Православной Церкви

Ветхий Завет приводит многочисленные примеры служения ближнему, как богоугодного делания, и пророки часто предстают защитниками вдов и сирот.

Диаконы в Восточной Церкви отвечали за социальное попечение, литургическое и пастырское служение, учительство, управление и погребальную диаконию. Литургия была одновременно венцом и источником всей социальной деятельности. В Константинополе народ приносил хлеб и вино на евхаристическое богослужение; все это собиралось у входа в храм. Затем диаконы несли необходимое их количество для освящения в алтарь - действие, превратившееся позднее в Великой вход в православной литургии. Остаток диаконы раздавали нищим.

В Иерусалиме ежедневно и еженедельно раздавались пища и одежда, в первую очередь, вдовам и сиротам, т.е. самым обездоленным.

Организованное социальное попечение появилось сначала в Сирии и затем распространилось по всему византийском миру. Например, один епископ в Сирии содержал гостиницу для нуждающихся женщин, о которых заботились специально назначенные диакониссы. К III веку в церкви в Риме было зарегистрировано более 1500 получателей подаяний, в основном вдов.

Св. Василий Великий играл главную роль в развитии благотворительных институтов в IV веке в Каппадокии. Около 372 года он основал первый крупный благотворительный центр под названием "Василиас", в котором была больница, помещения для ухода за прокаженными, комнаты для мореплавателей и постоянный персонал из врачей и монахов.

После того, как христианство стало государственной религией, по всей Византийский империи стало развиваться организованное социальное попечение. Филантропия или "человеколюбие" считалась неотъемлемым качеством христианина, который, подражая Христу, мог служить бедным, больным, престарелым, бездомным и заключенным. В благотворительной деятельности не забывали и о зрелищах: вплоть до VII века государственные власти раздавали бедным особые жетоны для посещения театра и бань.

Церковь и социальная благотворительность в России

Когда средневековые русские княжества приняли византийское христианство, социальная ответственность Церкви была воспринята как его составная часть. Монастыри создавали социальные организации, как в Византии, но неотъемлемой частью христианской жизни считалась прежде всего милостыня. В Киевской Руси особенно заботились о престарелых и нищих. Как и в Византии, акцент делался на личном участии и духовном значении социальной деятельности, а не на преобразующей роли Церкви.

"… древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, милостыню, подаваемую из руки в руку, при том "отай", тайком не только от стороннего глаза, но и от собственной "шуйцы". Нищий был для благотворителя лучший богомолец, молитвенный ходатай, душевный благодетель…

В XIX веке возродился интерес к движениям мирян, и по всей России был создан ряд благотворительных братств и особенно сестричеств. Быстро росли православные благотворительные организации, увеличивался размах их деятельности. Так, к концу века благотворительностью занимался почти каждый приход в столице - Санкт-Петербурге. Одна из благотворительных организаций - Общество Александра Невского насчитывала к 1905 году более 75.000 членов и имела школы, проводила публичные лекции и содержала диаконические организации, создавала благотворительные столовые, сиротские дома.

Один из замечательнейших примеров православного служения в России дала великая княгиня Елизавета Романова. Отвергнув аристократический образ жизни, великая княгиня Елизавета основала в 1909 году Марфо-Мариинскую женскую обитель и сестричество как возрожденную форму служения нерукоположенных диаконисс, существовавших в Древней Церкви. Обитель содержала больницу и лазарет для бедных и безработных. В одном только 1913 году лазарет предоставил бесплатные медицинские консультации и уход 11.000 человек. Аптека предоставляла лекарства бесплатно или по низкой цене, а "общественная столовая" готовила ежедневно до 300 бесплатных обедов и доставляла еду в семьи работающих и одиноких матерей. Был открыт сиротский дом, готовивший девочек ко вступлению в сестричество или к санитарной службе. Библиотека, воскресная школа и регулярные лекции для народа, как правило, духовного характера, отражали просветительскую сторону деятельности обители. В 1918 году великая княгиня Елизавета была жестоко убита вместе с другими членами царской семьи. В 1988 году Русская Православная Церковь причислила Елизавету к лику новомучеников коммунистического периода.

Современное возрождение социального служения в Православной Церкви

Прошедшие годы отмечены беспрецедентным возрождением диаконической деятельности в русской Церкви. С середины 1980-х годов в больницах, психиатрических клиниках и домах престарелых стали появляться группы христиан-добровольцев. Первая церковная больница во имя св. блж. Ксении была открыта в Санкт-Петербурге в 1990 году; было создано несколько благотворительных столовых и приютов для бездомных. Началась работа в тюрьмах, а в 1994 году было восстановлено пастырское служение в армии. После 1988 года по всей России, Беларуси, Украине и в соседней Польше возникли или возобновили работу братства и сестричества.

Диаконическое возрождение в других странах

В Румынии после 1989 года возникли десятки местных диаконических инициативных групп, занимавшихся проблемами детей, стариков. В 1993 году Румынский Патриархат основал "Диаконию широкого спектра помощи нуждающимся».

В Беларуси церкви мобилизовали свои силы, чтобы бороться с трагическими последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, и в Минске был открыт крупнейший в Русской Православной Церкви социальный центр.

В Болгарии фонд "Покров" - авторитетная православная организация - на высоком профессиональном уровне занимается вопросами образования, издательской деятельностью и церковными диаконическими проектами.

Исключительным примером Православной Церкви, явившей себя, прежде всего, диаконической, служащей общиной, является Церковь Албании

В Церкви Греции существует множество учреждений для престарелых и детей, организованных, в основном, на епархиальном уровне. Весьма интересна международная миссионерская деятельность этой Церкви в Африке, а в последние годы - и на Балканах, имеющая практическую диаконическую и гуманитарную направленность.

В Лондоне русские православные женщины положили начало реабилитационному проекту для одиноких матерей-наркоманок. В Швейцарии православная епархия руководит собственным филантропическим фондом, оказывающим помощь в разных ситуациях как в самой стране, так и за рубежом. Большинство православных приходов на Западе организуют традиционные сборы пожертвований для поддержи заслуживающим внимания церковным проектам в других странах. Во многих странах православные миряне по роду своей профессиональной деятельности имеют социальные обязательства, речь идёт о врачах, социальных работниках, служащих гуманитарной сферы. В США действует первая крупная международная православная гуманитарная организация

Диакония - это не просто социальное действие, но и богословское, и сакраментальное событие.

"На Страшном Суде ни вас, ни меня не спросят, как строго мы постились, сколько поклонов мы сделали во время молитвы, сколько книг мы написали, сколько речей мы произнесли на международных конференциях. Нас спросят: Ты накормил голодного? Дал воды жаждущему? Пригласил ли странника в свой дом? Одел ли нагого? Позаботился ли о болящем или находящемся в заключении? Это всё, о чём нас спросят. Любовь ко Христу проявляется через любовь к другим людям, и никак иначе. Вспомните, что Христос говорит "Я", говоря о нуждающихся и обременённых: "Я алкал, Я жаждал, Я был странником, был болен, наг, был в темнице". Христос смотрит на нас глазами всех страждущих.

Комментариев нет: