суббота, 2 февраля 2013 г.

ИЕРУСАЛИМСКАЯ ОБЩИНА




ВОПРОС № 3, ИСТОРИЧЕСКИЙ.
Воевода А.

ИСТОРИЯ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ОБЩИНЫ ПО ДЕЯН.
Состав общины к Пятидесятнице. После воскресения Христос неоднократно являлся своим ученикам. В Пятидесятницу Дух Святой сошел  примерно на сто двадцать человек (Деян.1:16). Апостол Павел говорит в 1Кор(15, 6) о явлении Воскресшего Христа более чем пятистам братий в одном месте. Это, по-видимому, было до Вознесения Господа. То есть в момент Пятидесятницы Иерусалимская община насчитывала около пятисот братий, большинство из которых были Галилейского происхождения. Из местных жителей в Иерусалиме известно об Иосифе и Никодиме, о семействе в Вифании и о хозяине сионской горницы. О других учениках Христовых в Иерусалиме нам ничего не известно. Но известно, что множество учеников, пришедших с Ним из Галилеи, хвалило Господа “гласом велиим” (Лк.19:37)), при Входе Его в Иерусалим.

Расширение общины. В течение нескольких первых лет число учеников Христовых из жителей Иерусалима сильно возросло: после проповеди ап. Петра крестилось около трех тысяч (Деян.2: 42); Господь прилагал ежедневно спасаемых к Церкви (2, 47); после проповеди ап. Петра в притворе Соломоновом уверовало около пяти тысяч (4, 4); “верующих все более и более присоединялось к Господу” (5, 14)). Обращает внимание, что все семь дьяконов носят греческие имена (6,1-6), то есть они являются иудеями эллинистической культуры.

Вступление в Церковь совершалось с самого начала через крещение, как это видно при крещении трех тысяч после проповеди ап. Петра на Пятидесятницу, при крещении ап. Филиппом самарян, эфиопского вельможи, ап Павла и сотника Корнилия. Первую Церковь отличало и напряженное эсхатологическое ожидание.

Общение имуществ. Все кто владел землями или домами продавали их и приносили цену их к ногам апостолов, и не было между ними нуждающихся. Известен эпизод с Иосией, он же ап. Варнава, который продал землю, а деньги положил к ногам апостолов (4, 34-37). Другой эпизод с Ананией и Сапфирой, которые желали повторить поступок ап. Варнавы, но скрыли часть денег от проданного имения, за что и были обличены ап. Петром и умерли (5, 1-11). Все верующие были вместе и имели все общее, каждый день единодушно пребывали в храме, был страх на каждой душе, преломляли хлеб по домам и были в любви у всего народа, руками апостолов совершалось множество чудес (2, 42-47).

Структура. После значительного умножения верующих во Христа, апостолы, понуждаемые ропотом эллинистов, ставят на служение семь дьяконов, выбранных среди мужей, исполненных Святого Духа и мудрости (6, 1-6). Как видно из Деяний апостолов особое положение в Иерусалимской Церкви принадлежало ап. Петру и ап. Иоанну. Апостол Иоанн чаще всего является молчаливым свидетелем, тогда как ап. Петр является главным действующим лицом Иерусалимской Церкви не только первого, но и второго периода истории Апостольского века.

Гонения. После убиения первомученика Стефана и начала гонения Иерусалимская община рассеялась, что послужило проповеди в других городах. В Иерусалиме остались апостолы, которые осознавали лежащую на них ответственность. В Иерусалиме учеников Христовых преследовали саддукеи и фарисеи. Особую нетерпимость проявляли саддукеи: инициатива ареста апостолов оба раза принадлежала именно им (4, 1-6; 5,17). Фарисеи были несколько более терпимы к ученикам Христовым, так как они верили в воскресение, в отличие от саддукеев, а проповедь апостолов были именно проповедью воскресения Христова.

Иерусалимская община – центр христианского мира. До смерти Стефана Иерусалимская община представляла собой практически весь христианский мир. После первого гонения и проповеди в разных частях Палестины, Финикии и Сирии Иерусалим приобретает значение общехристианского центра, который оставался им до конца третьего периода апостольского века, т.е. до переселения христиан в Пеллу за Иордан и разрушения Иерусалима.

В Иерусалиме принимались решения обще-христианского значения: Апостольский Собор (гл.15), делегирование ап. Петра и ап. Иоанна для преподания дара Духа Святого Самарянам (гл. 8), даже ап. Петр, принявший в Церковь Корнилия-сотника, отчитывался перед Иерусалимским центром (гл.11, 1-4). В дни голода антиохийская Церковь помогала иерусалимской, выражая не только служение любви, но и послушание матери-Церкви.

Помощь от других Церквей. В дни голода (в начале сороковых годов) Антиохийская община оказывает помощь Иерусалимской общине выражая тем любовь и послушание. Необходимо отметить, что вместе с Господом в Иерусалим пришло не менее пятисот человек из Галилей, которые оставили свои дома и их необходимо было содержать. Во время своих миссионерских путешествий ап. Павел занимается сбором для Иерусалимской Церкви.  Антиохия приобретает в это время уже значительное значение в христианском мире, именно оттуда выходил в свои миссионерские путешествия ап. Павел.

Ослабление. Последним событием, обессилившим Иерусалимскую Церковь, стало гонение на христиан, воздвигнутое Иродом Агрипой в конце его царствования примерно в 44 году. Тогда принял мученическую смерть первый из двенадцати апостолов – Иаков Заведеев (гл.12). Следующей жертвой должен был стать ап. Петр, но он чудесным образом был изведен из темницы.

Апостол Петр покидает Иерусалим и уходит, по-видимому, в Антиохию, извещая о своем отбытии ап. Иакова, брата Господня, который становится главой Иерусалимской Церкви. Апостола Иакова почитали даже иудеи и считали его праведным. Христианский историк Евсевий свидетельствует, что апостолы Петр, Иоанн и Иаков Заведеевы поставили ап. Иакова, брата Господня, епископом иерусалимским после Вознесения.

Руководство. Возглавляли Иерусалимскую Церковь до 44 года ап. Петр и апостолы, а после 44 года – ап. Иаков и пресвитеры. Из посланий к Евреям следует, что в шестидесятые годы Иерусалимская община жила под знаком страданий (Евр.(10, 32; 12, 4-13)). Замечен также и упадок нравственной жизни в это время. Им ставится на вид нарушение церковной дисциплины (Евр.(10, 25)), призывают быть в мире со всеми (Евр.(12, 14)) и предостерегают от блуда (Евр.(13, 4)). Видимо во всех этих предостережениях была необходимость. В третий период апостольского века, Иерусалимская община представляла собой центр иудео-христианства. К тому времени они уже разделились на два течения: иудео-христиан фарисейского толка, которые очень ревностно относились к исполнению закона Моисея, и иудео-христиан, которые подвержены языческому влиянию – гностики. С этими течениями будет ревностно бороться ап. Павел.

Состав Церкви к 60-му году. После третьего миссионерского путешествия апостол Павел прибывает в Иерусалим, а ап. Иаков указывает ему на тысячи уверовавших иудеев (23, 20), т.е. христиан было в Иерусалиме еще достаточно много.

Остатки Церкви после разрушения Иерусалима. Остатки Иерусалимской Церкви доживали свой век в Пеле за Иорданом после разрушения  Иерусалима в 70 году.



Архиепископ Аверкий
(Таушев)
 
 
КНИГА ДЕЯНИЙ
СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
 
Комментарии
Часть первая
Церковь Христова из иудеев
(главы 1-12)

Первая христианская община
(2:42-47)
      Все вновь крестившиеся постоянно пребывали «в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» — для крещения требовалась только искренняя сердечная вера во Христа и покаяние; научение же новой вере совершалось потом, постепенно — Апостолы научали присоединенных истинам новой для них веры. Все уверовавшие представляли собой как бы одну дружную семью: это братское их единение Дееписатель и выражает словом «общение».
      Под «преломлением хлеба»обычно разумелось всякое вкушение пищи, но в книге Деяний оно имеет высший смысл: под ним надо понимать Таинство Евхаристии — принятие Тела и Крови Христовых. В Апостольской Церкви Евхаристия совершалась иногда даже вечером (Деян 20:7-11)  , причем к ней присоединялась трапеза, называвшаяся «вечерею любви» (агапа)или «трапезой любви» (Иуд. 12; 1 Кор 11:20-34). Под «молитвами»здесь подразумеваются не молитвы в Иерусалимском храме, о чем речь идет ниже, а молитвы собственно-христианского характера по домам. Таким образом, в этих домашних собраниях первохристианской общины в Иерусалиме мы видим начало христианского Богослужения, которое состояло тогда из апостольских поучений, таинства Евхаристии и общих молитв. О пении здесь не упоминается, но так как пение было обычно при храмовом и синагогальном богослужении евреев, то несомненно этот обычай перешел и в богослужебные собрания первой христианской общины.
       «Был же страх на всякой душе…» — этими словами обозначается то впечатление, какое было произведено событиями дня Пятидесятницы, особенно обращением ко Христу такого множества иудеев. Страхом были одержимы души неверующих, которые не могли не видеть во всем происшедшем перста Божия. Это чувство страха усиливалось еще тем, что много знамений совершалось через Апостолов.
       «Все же верующие были вместе и имели всё общее» — взаимная любовь так связала всех уверовавших во Христа, что они «были вместе», то есть находились в постоянном взаимообщении, жили как бы одной дружной семьей.
      Это настроение первых христиан привело к обобществлению имущества верующих, конечно, не принудительному, как это мы видим в коммунизме, а совершенно добровольному, основанному единственно на братской любви к ближним и сострадательности к неимущим и нуждающимся. Здесь не было уничтожения прав собственности, но имеющие собственность сами добровольно разделяли ее с неимущими: «и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого», то есть продавали свои недвижимые имения и движимую собственность и делились с бедными или сами, или через Апостолов, отдавая вырученные от продажи имущества деньги в их распоряжение. Долго ли держалось в иерусалимской общине такое обобществление имуществ, неизвестно: следы его скоро теряются из истории. Надо полагать, что недолго, ибо в многолюдном христианском обществе это было бы практически трудноосуществимо. В других общинах, основанных Апостолами, мы также этого уже не видим: в своих писаниях Апостолы только убеждали к христианской благотворительности и взаимной братской любви, но не учреждали общих касс. Лишь по временам собиралась милостыня для бедных церквей и передавалась Апостолами (Деян 11:29-30  ; 1 Кор 16:1  ).
       «И каждый день единодушно пребывали в храме» — они ежедневно неопустительно посещали иудейское богослужение, совершавшееся в Иерусалимском храме. Христианство не составляло секты в иудействе, а осуществило конечную цель иудейской религии: привести всех ко Христу, было исполнением и совершением истинного иудейства.
      Все храмовое богослужение было основано на идее Мессии, а потому христиане могли молиться в Иерусалимском храме. Но так как христиане веровали в Мессию уже пришедшего, то у них естественно должно было постепенно выработаться свое богослужение, уже отличное от ветхозаветного иудейского. Начало ему и было положено совершением Таинства Евхаристии, которое в кн. Деяний называется «преломлением хлеба». Для этого первые христиане собирались в частных домах — «по домом» — где совершалась Евхаристия, соединенная с вечерею любви. Общий характер этих христианских собраний характеризуется словами: «в радости и в простоте сердца». Это — плод живости веры и чистоты сердца, глубоко погруженного в новое начало духовной жизни, освящаемого обильными дарованиями Святого Духа.
      Вследствие всего этого христиане являлись образцом истинного благочестия и для всего остального народа — неверующих во Христа; поэтому они пользовались любовью народа — «имуще благодать у всех людий». Это доброе мнение о христианах было причиной постепенного увеличения числа верующих. Это увеличение Дееписатель рассматривает, как дело Самого Господа, почему и выражается: «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви», то есть предназначенных Богом ко спасению.

Комментариев нет: