суббота, 2 февраля 2013 г.

ПЕРВОМУЧЕНИК СТЕФАН


ВОПРОС № 4, ИСТОРИЧЕСКИЙ.
о. Григорьянц А.

ПЕРВЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ МУЧЕНИК СТЕФАН. ОБРАЩЕНИЕ САВЛА.
ПЕРВОМУЧЕНИК СТЕФАН.
С. был привлечён к суду Синедриона по обвинению в хуле на храм и на закон.

Личность Стефана. Сначала Дееписатель характеризует личность С. как мужа, исполненного веры и силы, говоря о нем, что он совершал великие чудеса и знамения в народе. Видимо, сам С. , как показывает имя его и речь, был эллинистом, а потому он проповедовал в синагогах эллинистов, которых было около 500 в Иерусалиме.

С ним спорили. Однако, не будучи в состоянии "противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил", научили некоторых оклеветать его, якобы он произносил хулу на Моисея и Бога.

Большая речь, которую он произнес в свою защиту, приведена в Деян./ 7;2-53/. В этой речи С. показал, что Ветхозаветное обетование получило исполнение во Христе, и, что исполнение Ветхого Завета означает его прехождение.

(а). Сначала он проходит мысленным взглядом события Ветхозаветной истории: Авраама/2-8/, Иосифа/9-16/, и Моисея/20-41/. Из сказанного вытекало, что мысль патриархов и Моисея была устремлена в будущее, к которому и относились обетования. Ветхозаветное обетование получает исполнение только во Христе.

(б). Явление Христа связано с домостроительством Божиим в Ветхом Завете –  в предательстве и убиение Праведного, жестоковыйные иудеи проявили то же противление Духу Святому, которое их отцы являли, воздвигая гонения на пророков. Это связь отрицательная, но она содержит и положительную мысль:

(в). Служение пророков в Ветхом Завете вело ко Христу. С. ссылается на Моисея цитируя его пророчество, что Пророка воздвигнет вам Бог из братьев ваших, как меня Его слушайте /37/. (г).

(г). Исполнение В.З. во Христе есть и его прехождение. Пророки вели ко Христу, и гонения на пророков прообразовало восстание на Праведного/51-53/. Восстание на Праведного знаменовало отпадение Иудейства.

(д). С. ставит под сомнение и храмовый культ: для служения Богу храмы, созданные руками человеков не нужны.

Речь С. кончается явлением ему, исполненному Духа Святаго, Славы Божией и Иисуса Христа, стоящего одесную Бога (см. п.(в)).

С. был побит камнями. Возмущение С. среди иудеев было общее. Но в лице его они не видели ни страха, ни уныния: лицо его было похоже на лицо ангела.

Комментариев нет: