суббота, 2 февраля 2013 г.

Справочник Г. Геллея ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ



Библиотека издательства Библеист

Справочник Г. Геллея

ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ

Формирование и рост церкви


Распространение Евангелия среди язычников


Жизнь и труд апостола Павла

Во времена апостолов Евангелие Иисуса Христа распространялось по всем странам мира (Колос. 1:23).

Книга "Деяния Апостолов" заключает в себе историю распространения Евангелия в Палестине, на севере до Антиохии и оттуда-на запад, через Среднюю Азию и Грецию в Рим, достигая

главных областей тогдашней Римской империи. Эта книга, названная "Деяния Апостолов", является, главным образом, описанием деяний апостолов Петра и Павла, но, в основном, апостола Павла. Павел был апостолом язычников, т.е. тех, которые не были евреями.

Одним из самых существенных вопросов этой книги, - можно сказать, и всех книг Библии,-является вопрос распространения Евангелия среди язычников.

Ветхий Завет показывает вековую историю отношений Бога к еврейскому народу, где видна определенная цель: через еврейский народ благословить все народы.

Еврейский Мессия, предсказанный много веков назад пророками, наконец, пришел. И в этой книге "Деяния Апостолов", описывается начало великих событий во многих странах. В "Деяниях Апостолов" говорится о том, как Божьи заветы с еврейским народом становятся интернациональной религией.

Автор

В противоположность Посланиий ап. Павла, автор "Деяний Апостолов" не называет своего имени. Употребление местоимения "я" в начале книги показывает очевидность того, что тогдашние читатели знали, кто написал ее. С самого начала эта книга и третье Евангелие были приняты как труды евангелиста Луки.

Дата

Книга заканчивается тем временем, когда апостол Павел был заключен в тюрьму в Риме (28:30) на протяжении 2-х лет. В общем принято, что эта книга была написана во время этого заключения, приблизительно в 63 г. по Р.Х. Если бы книга была написана позже, то было бы неправдоподобно, чтобы автор не упомянул результата суда над ап. Павлом, так как в этой книге много места уделено описанию тюремного заключения Павла (главы 21-28).

Лука

О Луке известно очень мало. Повидимому, он выходец из среды язычников (послание к Колоссянам 4:11,14); если это так, то евангелист Лука является единственным из язычников автором Евангелия.

Иосиф Флавий считает, что евангелист Лука родом из Антиохии, а Рэмзи, один из великих современных ученых, по посланиям ап. Павла, определяет, что он родом из Филипп.

Лука известен как человек образованный, знаток древнееврейского и классического греческого языков. По професии-врач.

Впервые мы встречаемся с ним как с человеком, проводившим ап. Павла от Троады в Филиппы; первые шесть лет он также был руководителем Филиппийской церкви; потом снова присоединился к ап. Павлу и был с ним до конца (Деян. 16:10,16:40, 20:6).

Хронология "Деяний Апостолов"

Мы не имеем определенных данных, чтобы установить точную хронологию, однако, знаем достаточно, чтобы приблизительно установить большее количество дат. Известно, что смерть Ирода (Деян. 12:23) была в 44 г. по Р.Х. О приезде Павла в Иерусалим сказано, приблизительно, в то время, когда Ирод убил Иакова (11:30; 12:2); его отъезд из Иерусалима-после смерти Ирода (12:23,25). И, очевидно, об этом упоминается в Послании к Галатам 2:1: "14 лет" после обращения Павла.

Если это так, то, принимая во внимание установленный евреями метод исчисления годового периода, "14 лет" могут составлять 13 лет и даже меньше, что устанавливает обращение ап. Павла приблизительно в 31 или 32 году по Р.Х.

Поэтому принимая 30 г. по Р.Х. как начало, и как известно, что Фест был назначен губернатором Кесарии (24:27) в 60 г., следующие даты могут быть приняты, как приблизительно точные.

Образование церкви в Иерусалиме, глава 2 -- 30 г. по Р.Х.

Избиение Стефана, рассеяние церкви, главы 7, 8 -- 31 или 32 г. по Р.Х.

ОбращениеСавла, глава 9 -- 31 или 32г. по Р.Х.

Первое посещение Иерусалима ап. Павлом по его обращения -- 34 или 35 г. по Р.Х.

Обращение язычника Корнилия -- между 35 и 40 гг. по Р.Х.

Принятие язычников в Антиохии, глава 11 -- прибл. 42 г. по Р.Х.

Второе посещение Иерусалима Павлом (11:27-30) -- 44 г. по Р.Х.

Первое миссионерское путешествие Павла в Галатию, главы 13,14 -- 45-48 по Р.Х.

Совещание в Иерусалиме, глава 15, -- приблизительно в 50 по Р.Х.

Второе миссионерсое путешествие в Грецию, главы 16,17,18, -- 50-53 гг по Р.Х.

Третье миссионерское путешествие Парла в Ефес, главы 19,20 -- 54-57 гг. по Р.Х.

Прибытие Павла в Ефес, глава 19 -- 57 г. по Р.Х.

Павел покидает Ефес в июне (1Кор. 16:18) -- 57 г. по Р.Х.

Павел в Македонии, лето и осень (1Кор. 16:5-8) -- 57 г. по Р.Х.

Павел в Коринфе на протяжении 3-х месяцев, зимой (Деян. 20:2-3) -- 57-58 гг. по Р.Х.

Павел оставляет Филиппы в апреле (Деяния 20:6) -- 58 г. по Р.Х.

Павел прибыл в Иерусалим в июне (Деян. 20:16) -- 58 г. по Р.Х.

Павел в Кесарии, главы 24,25, 26 -- с лета 58 г. до осени 60 г. по Р.Х.

Путешествие Павла в Рим, главы 27,28 -- зима 60-61 гг. по Р.Х.

Двухлетнее пребывание Павла в Риме -- 61-63 гг. по Р.Х.

Глава 1

1-5. Сорок дней

Иисус Христос являлся Своим ученикам 10 или И раз на протяжении 40 дней в промежутке между Его воскресением и вознесением для того, чтобы навсегда устранить все сомнения учеников о Себе (см. стр. 526) как о вечно существующей личности. Какие чудесные переживания были для учеников в продолжение этих сорока .дней: видеть, разговаривать, есть вместе, осязать своими руками Иусуса Христа в Его распятом и воскресшем теле, когда Он являлся им и исчезал через закрытие двери, появлялся и исчезал неведомо откуда и куда. Как необыкновенно поразительно было, когда Он, благословив Своими поднятыми руками, поднимался все выше и выше и скрылся за облаками.

Первая книга (1:1): Евангелие от Луки (1:3). Феофил (1:1): римский служащий высокого ранга (см. стр. 485). Иисус начал (1:1): подразумевается, что все, что записано в книге "Деяния Апостолов", было совершено Иисусом.

6-11. Вознесение Иисуса Христа

Последняя встреча Иисуса с учениками была в Иерусалиме (1:4), после чего Он вывел их в Вифанию (Лука 24:50).

Восстановить царство Израилю? (1:6). Их умы все еще были направлены на достижение политической независимости Израиля. Ученики правильно поняли это только после дня Пятидесятницы.

8 И "даже до края земли", это были последние слова Иисуса... и Он поднялся, и облако скрыло Его из вида их. Этого они не забыли. Большинство из них, согласно преданиям, умерли мученической смертью в далеких странах.

9-11 "Приидет таким же образом". С горной вершины Вифании Он вознесся в облаках. Но Он вернется с облаками, видимый всему миру (Матф. 24:27,30; Откр. 1:7).

12-14. Горница

Возможно, это была та же самая комната, где Иисус устроил Вечерю Господню (Лук. 22:12), и, возможно, комната, где Иисус явился дважды им (Иоан. 20:19,26) и, возможно, место, где Дух Святой сошел на них (2:1). Она была достаточно вместительной, там пребывало 120 человек (1:15).

Мария-мать Иисуса (1:4). -Это последнее упоминание о ней в Новом Завете. Несмотря на уважение и почет как к матери Спасителя, апостолы нигде не показывали, чтобы они нуждались в ее посредничестве между ними и Христом.

15-26. Выбор апостола вместо Иуды

После своего предательства Иуда повесился (Матф. 27:5). Его тело упало и "...расселось чрево его" (Дели. 1:8). За эти деньги была куплена земля горшечника (Матф. 27:7). До сего времени это место известно как Акелдама-"Земля крови".

Матфий был избран вместо Иуды, чтобы число учеников было 12. , О нем больше ничего не известно. Символическое значения числа 12 нам не известно. Основание Нового Иерусалима носит название 12 апостолов.

Глава 2

1-13. Пятидесятница

Тридцатый год по Р.Х. День рождения Церкви. 50-й день после воскресения Иисуса. 10-й день после Его вознесения на небо. Начало Евангелизационного периода. Тот знаменательный день был -Воскресенье.

Пятидесятница также была праздником первых плодов и жатвы. Как удачно был выбран день для первых плодов всемирной Евангельской жатвы.

В Евангелии от Иоанна 16:7-14 Иисус говорит о периоде Святого Духа. Этот период пришел торжественно, могущественно, чудесным проявлением Святого Духа "...как бы от несущегося сильного ветра", и с "...разделяющимися языками","...как-бы огненными", "...почили по одному на каждом из них". Это было публичное провозглашение миру о воскресении Иисуса-евреям и эллинам,-собравшимся в Иерусалиме ко дню Пятидесятницы со всех концов земли - 15 названных народов (2:9-11); галилейские апостолы говорили к ним на их языках и наречиях.

14-26. Речь апостола Петра

15-21 Это было поразительное событие, когда апостолы говорили на языках и наречиях всех находящихся там народов. Петр объяснил, что исполнилось предреченное пророком Иоилем (2:28-32).

То, что произошло в тот день, может быть, не было полным исполнением всего предсказанного, но это было началом великого периода, о котором некоторые пророчества говорили как о последнем времени.

Исполнение предсказания

Заметьте, что все основные события были предсказаны: предательство Иуды (1:16-20), распятие (3:18), воскресение (2:25-28), вознесение Иисуса (2:33-35), сошествие Святого Духа (2:17). "Все пророки" (3:18,24), все они подчеркивали мессианские пророчества.

Воскресение Иисуса Христа

Заметьте также, что в содержании всей книги "Деяния Апостолов" особое внимание уделено Воскресению Иисуса. Это было основной темой проповеди ап. Петра в день Пятидесятницы (2:24,31,32), также в его второй проповеди (3:15) и в его защитительной речи перед советом (4:2, 10). Это было главным предметом свидетельства апостолов (4:33). Это было основной речью для защиты во второй раз (5:30). Видение воскресшего Христа обратило Павла (9:3-6). Петр свидетельствовал Корнилию (10:40). Павел проповедовал в Антиохии (13:30-37), Фессалониках (17:3), Афинах (17:18,31), Иерусалиме (22:6-11), Феликсу (24:15,21), Фесту и Агриппе (26:8,23).

37-47. Новорожденная Церковь

Крещение около 3000 душ в первый день (2:41)-безошибочное доказательство воскресения Иисуса. "Крестившиеся" (2:38, см. стр. 566), "...имели все общее" (2:44,45). Объединенная жизнь членов церкви была следствием чудесного входа в мир христианства, имеющего цель быть примером всего, что может совершить Дух Христа, но не заниматься нормальным устройством жизни. Это было добровольно, временно и ограничено. Только те приносили, кто был склонен и хотел этого. О такой жизни в единстве не упоминается ни в одной церкви Нового Завета. Филипп, один из семи дьяконов, выбранных для попечения о столах, позже жил в своем собственном доме в Кесарии (Деян. 21:8).

В Иерусалиме было много бедных. Павел, несколько лет спустя, собирал пожертвования для этой первой церкви (Деян. 11:2-9, 24:17).

Чудеса, описанные в книге Деяний

Чудеса в книге Деяний занимают очень важную роль. Книга начинается видимым явлением Иисуса своим ученикам после Его смерти (1:3). Потом перед их глазами Его вознесение (1:9). Потом, в день Пятидесятницы, явное чудесное проявление Святого Духа в явлении им разделяющихся языков, как бы огненных (2:3).

Потом, чудеса и знамения, совершенные апостолами (2:43).

Исцеление хромого у дверей храма, называемых Красными (3:7-11), произвело большое впечатление на жителей всего города (4:16,17).

Господь посетил их во время молитвы так, что поколебалось место, где они были (4:31).

Смерть Анании и Сапфиры за ложь Духу Святому (5:5-10).

Апостолы продолжали совершать чудеса и знамения в народе (5:12).

Многие из окрестных городов были исцелены тенью проходящего мимо ап. Петра (5:15,16). Это было, как во дни Иисуса.

Двери темницы были открыты ангелом (5:19).

Стефан совершал великие чудеса и знамения в народе (6:8).

В Самарии совершал великие чудеса и знамения Филипп (8:6,7,13), и народ веровал.

Савл был обращен, услышав голос с неба (9:3-9).

По слову Анании, чешуя отпала от глаз Савла и он прозрел (9:17,18).

В Лидде Петр исцелил Енея, и все живущие в той местности обратились к Господу (9:32-35).

В Ииоппии Петр воскресил Тавифу, и многие уверовали в Господа (9:40-42).

Корнилий уверовал после того, как в видении увидел ангела Божия, и в продолжение речи Петра Дух Святой сошел, и все стали говорить на языках (10:3,46).

Голос Божий направил Петра к Корнилию (10:9-22) и убедил евреев, что Петр был прав (11:5,18).

В темнице ворота открылись сами собою (12:10).

Наказание волхва-лжепророка привело проконсула острова Кипра к вере (13:11,12).

Многие уверовали в Иконии, видя чудеса и знамения, совершенные Павлом (14:3,4).

В Листре, после исцеленя хромого, народ подумал, что Павел был Богом (14:8-18).

Свидетельства о знамениях и чудесах, совершенных Павлом среди язычников, убеждали еврейских христиан, что все это от Бога (15:12,19).

В Филиппах Павел изгнал духа прорицания из служанки, также после землетрясения уверовал темничный страж (16:16,34).

В Ефесе 12 человек после возложения рук стали говорить на иных языках и пророчествовать (19:6), Бог же творил немало чудес руками Павла (19:11,12), и с великой "силой возрастало и возмогало слово Господне" (19:20).

В Троаде был воскрешен из мертвых отрок (20:8-12). На острове Мелите инопленники увидели, что после укуса ехидны рука Павла не пострадала и подумали, что он Бог (28:3-6). Павел исцелял больных на острове (28:8,9).

Если из книги "Деяния Апостолов" изъять описание о всех чудесах, то остаток будет весьма незначителен. Хотя многие критики могут говорить пренебрежительно о явной ценности всех чудес, но факт остается фактом, что Господь использовал чудеса обильно для введения христианства в мир.

Глава 3. Вторая проповедь апостола Петра

В день Пятидесятницы "огненные языки" и "веяние ветра" собрало вместе множество народа. Это дало ап. Петру обширную аудиторию для провозглашения Евангелия. Очевидно, прошло не много времени (2:46,47) после того как толпа возвратилась после Пятидесятницы домой. Город успокоился. Апостолы неустанно наставляли верующих и творили чудеса. И вновь-замечательное чудо: исцеление хромого у Красных ворот храма. Это происшествие возбудило весь город. К изумлению всего народа, ап. Петр объяснил это чудо как соделанное силой воскресшего Христа, и когда он снова стал рассказывать окружающим о своем любимом Учителе, то тогда уверовало около 5 тысяч человек (4:4).

Глава 4

1-31. Апостолы Петр и Иоанн арестованы

Вожди, которые распяли Христа, были обеспокоены слухами о воскресении Его из мертвых и растущей популярностью Его имени. Они арестовали Петра и Иоанна и приказали не говорить и не учить об имени Иисуса. Обратите внимание на смелость Петра (4:9-12,19,20). Это тот же Петр, который несколько недель тому назад, на том же месте и перед теми же людьми испугался вопроса женщины и отрекся от Учителя. Теперь же он мужественно и смело бросает вызов убийцам своего Учителя.

На другой день Петри Иоанн были выпущены из темницы (4:5,21). Землетрясением Господь показал, что Он одобрил смелость апостолов (4:29,31).

32-35. Церковь продолжает расти

Угрозы со стороны властей не произвели на церковь большого впечатления. Церковь шла вперед в братском духе и продолжала расти, преодолевая препятствия и ограничения: 3000 уверовавших в первый день (2:41), потом 5000 человек (4:4), потом множество мужчин и женщин (5:14), потом "число учеников умножилось", включая многих священников (6:7) из кругов высокопоставленных противников.

36-37. Варнава

Он был левит, родом из Кипра, двоюродный брат Иоанна Марка (Колос. 4:10), дом матери которого был местом собрания христиан (Деян. 12:12). Варнава имел вид начальствующего (14:12), добрый муж, исполненный Духа Святого (Деян. 11:24). Он убедил Иерусалимских учеников принять Павла (9:27); был послан в Антиохию (11:25,26) и также сопровождал Павла в его первом миссионерском путешествии.

Глава 5

1-11. Анания и Сапфира

Они солгали сказав, что дают все что имеют, тогда как утаили часть. Их смерть была действием Господним, а не Петра; очевидно, это произошло для того, чтобы оставить пример Божьей немилости к греху алчности, религиозному притворству и лицемерию. Господь не умертвляет нас каждый раз, когда мы виновны в этом. Если бы Он это делал, то люди бы все время падали мертвыми в церквах. Но этот случай указывает на Божье отношение к неверному сердцу, предупреждая с самого начала существования церкви против злоупотребления церковью как средством своего прославления. Этот случай, как дисциплинарный пример, сразу же произвел полезное действие на церковь (5:11).

12-42. Второй арест апостолов

После их первого ареста, последовавшего за исцелением хромого, Петр и Иоанн были с угрозой предупреждены больше не свидетельствовать об Иисусе нигде (4:17-21). Но они продолжали возвещать о воскресении Иисуса. Господь продолжал совершать великие чудеса (5:12-16), и число верующих увеличивалось (14).

Правители были поражены растущей славой Человека из Назарета, Которого они распяли. Апостолы были арестованы вторично, и если бы не народ и сдерживающее влияние Гамалипла, они побили бы их камнями.

Заметьте, как бестрашно они бросили вызов правителям (5:29-32), и апостолы, хотя и их били (40), продолжали возвещать Иисуса, радуясь и страдая за Него (41,42).

Гамалиил на некоторое время спас апостолов от смерти (34-40). Он был фарисеем, законоучителем, уважаемым всем народом, у ног которого воспитывался апостол Павел (22:3). Молодой Савл, возможно, присутствовал на заседаниях совета, так как он был его членом (26:10) и немного позже, когда побивали камнями Стефана, он одобрял это, принимая активное участие (7:58).

Глава 6

1-7. Избрание семи

До сего времени апостолы занимались устройством церкви (4:37). Через некоторое время-год или два-церковь возросла чрезвычайно. Забота о материальном благостоянии церкви занимала много времени у апостолов.

Апостолы были свидетелями жизни и всей истории Иисуса, и передавали ее из уст в уста. Их задачей было продолжать говорить об Иисусе всем людям, которых они встречали. Поэтому они избрали семь помощников, которые должны были заботиться о членах церкви. Это мероприятие и проповеди апостолов содействовали большому росту числа верующих (7).

8-15. Стефан

Среди этих семи человек двое были великими проповедниками: Стефан и Филипп. Стефан стал первым мучеником церкви. Филипп возвещал Евангелие в Самарии и в западной Иудее.

Греческие евреи, возможно, были главной сферой деятельности Стефана. В то время в Иерусалиме было 460 синагог. Некоторые из них были построены евреями из различных стран. Пять из них были определены для иноземцев из Киринеи, Александрии, Киликии, Асии и Рима (6:9). Таре был в Киликии. Возможно, Савл был из той же группы. Некоторые из евреев, рожденных вне Иудеи, выросших среди греческой культуры, считали себя выше евреев, рожденных на родине. Они и сразились со Стефаном, но не могли противостоять "мудрости и духу, которым он говорил", наняли ложных свидетелей и повели его в синедрион (Верховный совет). Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе (6:8).

Глава 7. Мученическая смерть Стефана

Стефан был в том же синедрионе, который распял Иисуса Христа, и который пытался остановить апостолов проповедовать имя Иисуса Христа (4:18). Анна и Канафа тоже были там (4:6).

51-53 В своей речи перед синедрионом Стефан говорил, главным образом, из пророчеств Ветхого Завета, остро упрекая их в убийстве Иисуса. Когда он говорил, лицо его сияло, как "лицо ангела" (6:15). Они устремились на него, как дикие звери. Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, "возрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога"; небо, как бы протягивало руки, приветствуя его вход домой. Он умер, как и Христос, без всякого чувства негодования и обиды к своим убийцам, говоря: "Господи! не вмени им греха сего" (7:60).

58 "Юноша именем Савл"

Здесь - поворотный пункт истории. Савл, очевидно, уже был членом синедриона (26:10). Возможно, он присутствовал на совещании синедриона один или оба эти раза, когда они пытались запретить апостолам учить об имени Христа (4:1-22; 5:17-40); вероятно также, что он был свидетелем, когда Петр смело и открыто отвечал. В продолжение своей жизни он никогда не видел смерти такой, какой умирал Стефан. Хотя это толкнуло Савла к яростному преследованию учеников, но, вероятно, последние слова умирающего Стефана глубоко запали в его сердце, приготовляя его к великому видению, которое он видел на пути в Дамаск (26:14). Возможно, мученическая смерть Стефана, хотя частично, была ценой, уплаченной за душу Савла. И что за душа! Близкий Иисусу человек, выдающаяся личность всех времен. Единственный человек, как никто прежде, дал основание христианству в центре известного в то время мира и изменил курс истории - Павел из Тарса.

Комментариев нет: