суббота, 2 февраля 2013 г.

ПЯТИДЕСЯТНИЦА



ВОПРОС № 2, ИСТОРИЧЕСКИЙ.
Васильев А.В.

ПЯТИДЕСЯТНИЦА.
Сошествие Святого Духа на апостолов (а также, возможно, и бывших с ними) в день Пятидесятницы  произошло по обетованию, данному Спасителем своим ученикам во времена Его земной жизни.

Исполнению обетования непосредственно предшествовало событие избрания Матфия на место отпавшего Иуды, т.е. восстановление первоначального числа апостолов.

На кого именно сошел Св. Дух, из текста отрывка не ясно, но церковное сознание, выражающееся, в частности, в иконографии события, среди апостолов представляет и Богоматерь. Слова Дееписателя о большом скоплении народа, привлеченного чудесным событием, приводят к мысли, что действие происходило где-то под открытым небом, возможно в одном из храмовых дворов. Но церковное предание указывает нам на Сионскую Горницу. Возможно, толпа собралась вокруг дома, где пребывали апостолы. Внимательное прочтение в греческом тексте места, где говориться о времени события ведет к заключению, что сошествие Св. Духа произошло в конце дня Пятидесятницы, а речь апостола Петра перед народом состоялась на следующий день утром, когда молва о необычном событии уже могла разнестись.

Вопрос о дне Пятидесятницы. Сошествие Святого Духа называют “днем рождения Церкви”. Произошло оно при наступлении дня праздника иудейской Пяти­десятницы. Законом Моисеевым было постановлено праздновать 50-й день после наутрия субботы Пасхи, отсчитав от нее семь полных седмиц. Пасха иудейская в год смерти Христовой приходилась на вечер пятницы; первый день Пасхи приходился, следовательно, в субботу, наутрие субботы было, по-нашему, воскресение (в которое и воскрес Христос). От него нужно было отсчитать семь полных недель. Таким образом, праздник иудейской Пятидесятницы приходился в тот год в воскресение и совпал, таким образом, с днем первой христианской Пятидесятницы.

Еврейская Пятидесятница. Иудейская Пятидесятница установлена была в освящение жатвы или первых плодов, так как к этому дню оканчивалась жатва, начинавшаяся сразу после Пасхи. С этим праздником соединялось также у евреев воспоминание Синайского законодательства. Это был один из трех важнейших праздников (Пасха, Пятидесятница, Кущи), на которые весь мужеский пол обязан был собираться для празднования в Иерусалим. Совпадение дня сошествия Святого Духа с днем иудейской Пятидесятницы, конечно, не случайно и весьма символично.

К этому дню ученики Господа созрели и возросли духовно: тогда и снизошла на них полнота дарований Духа Святого, и они сами явились первыми плодами искупительного дела Христова. Кроме них, первыми плодами этого же дела Христова явились и крестившиеся в тот день три тысячи душ.

Значение Пятидесятницы. Как христианская Пасха заменила собой иудейскую Пасху, так христианская Пятидесятница заменила собой в этот день Пятидесятницу ветхозаветную.

С сошествием Святого Духа исполнилось обетование Спасителя о ниспослании ученикам иного Утешителя. До этого момента в Священном Писании ничего не говорится о совершении апостолами Таинств, и даже наоборот, создается впечатление, что именно после Пятидесятницы и совершаются Таинства. До сих пор апостолы выполняли повеления Господа Иисуса, в том числе и пребывали в Иерусалиме до сошествия Духа, а далее Церковь управляется уже Духом Святым, хотя Господь Сам не оставлял Ее и некоторым ученикам являлся в видениях.

Комментариев нет: