пятница, 27 января 2012 г.

Этика и мораль в современной медицине

Этический кодекс православного врача принят участниками Рождественских чтений Печать

24 января в рамках XX Рождественских образовательных чтений в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению состоялась конференция «Церковь и медицина. Этика и мораль в современной медицине».

 

Участники конференции обсудили проект Этического кодекса православного врача и другие вопросы биомедицинской этики.

 

Об основных положениях Этического кодекса православного врача рассказала профессор, заведующая кафедрой биомедицинской этики РНИМУ им. Н.И. Пирогова И.В. Силуянова. По ее словам, основная задача кодекса — напомнить православному врачу о том, что его работа и служение людям требуют борьбы со своим эгоизмом, отказа от своего комфорта, покоя, от своих законных прав и отдыха, части имущества и привилегий, если это необходимо для помощи больному.

 

В общих положениях кодекса, в частности, говорится: «Православный врач посвящает свою жизнь воплощению идеалов милосердия, сострадания, любви и служения страждущему человеку».

 

В документе содержится призыв к искреннему участию в жизни больного, но также и предостережение от компромиссов с совестью. «Православный врач, не отказывая больному в помощи, вправе не проводить тех видов медицинского вмешательства, которые противоречат его нравственным принципам», ― говорится в Кодексе. Кроме того, в нем отмечается, что «интересы науки и общества не могут превалировать над интересами человека».

 

«В случаях, когда законодательство вступает в противоречие с христианскими моральными принципами, врачи должны действовать таким образом, чтобы изменить закон, так как традиционные моральные ценности, непосредственно связанные с христианской моралью, значительнее, чем принимаемые действующими законодателями правовые нормы», ― подчеркивается также в документе.

 

«В следовании этому Кодексу мы видим в некотором смысле миссию православных врачей», — заявила И.В. Силуянова.

 

Участники конференции подавляющим большинством голосов приняли проект Кодекса. Однако, как отметила И.В. Силуянова, следование Кодексу профессиональной этики православного врача остается делом свободного выбора каждого верующего медицинского работника.

 

На конференции также прозвучали доклады, затрагивающие различные проблемы медицинской этики. В частности, секретарь епархиального управления Сыктывкарской епархии и член исполнительного комитета Общества православных врачей архимандрит Филипп (Филиппов) выступил с докладом «Феномен насилия в медицине». Отметив, что насилие может быть не только физическим, но и психическим, архимандрит Филипп обратил внимание на то, что если случаи физического насилия пресекаются жестко, то психическому насилию придается слишком мало значения. В качестве примера он привел несколько случаев, когда беременных женщин понуждали к прерыванию беременности, запугивая болезнями, физической слабостью матери или ее ребенка.

 

Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ВИНИТИ РАН Н.А. Соколова в своем докладе рассказала о том, какую опасность для беременных женщин и молодых мам несет информационная продукция сект. По мнению Н.А. Соколовой, такому информационному потоку Церковь может противопоставить более интенсивную общественно-просветительскую работу, в том числе с молодыми семьями.

 

http://www.patriarchia.ru/db/text/1977902.html

 

Комментариев нет: