Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: «Должна быть свобода выбора»
В редакцию газеты "Православная вера" поступило письмо, адресованное Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину.
«24 марта минувшего года в Общественной палате РФ прошли слушания по вопросу введения универсальной электронной карты (УЭК). Состав данных слушаний был очень внушительным, о чем Вы хорошо знаете, т.к. присутствовали на этом обсуждении. Без этой карты граждане РФ не смогут получать никакие социальные блага (медобслуживание, социальное страхование, пенсионное обеспечение, банковское обслуживание), более того, в дальнейшем государство уйдет с портала, который будет обслуживать данные карты, и передаст все это в частные руки. Я думаю, нетрудно догадаться в какие. В результате обсуждения было принято решение о всенародном обсуждении данного закона, т.к. он затрагивает все слои общества и нарушает Конституцию РФ. В связи с вышеизложенным мне непонятна ваша позиция как православного пастыря, который, как мне кажется, должен объяснить своей пастве пагубность принятия данной карты. Вы хорошо понимаете, и это подтвердили все присутствующие, что это последний шаг к принятию начертания антихриста. Но я ни разу не видел на страницах епархиальной газеты «Православная вера» освещения данного вопроса. Ведь многие верующие, а также простые миряне понятия не имеют об этой проблеме, а все СМИ наперебой кричат о том, какие выгоды сулит УЭК. Кроме того, введение УЭК приведет к потере суверенитета Российской Федерации. Поэтому убедительно прошу Вас на страницах газеты «Православная вера» ответить на мой вопрос, а также на вопрос о Вашем отношении к ювенальной юстиции, т.к. это подрыв устоев семьи, которая является малой Церковью.
Храни Вас Господь, Владыко.
С уважением раб Божий Анатолий»
Мы публикуем ответ Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.
Уважаемый Анатолий!
Да, действительно, в марте 2011 года в Общественной палате РФ прошли слушания «Проблема отказа граждан от средств электронной идентификации и обеспечение их прав», инициированные главой Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиереем Всеволодом Чаплиным. В слушаниях приняли участие представители государственных ведомств, которые имеют отношение к разработке так называемой универсальной электронной карты (УЭК), общественных организаций, традиционных религиозных конфессий. Русская Православная Церковь настаивает на том, чтобы у каждого гражданина России была возможность выбора — принять или не принять новый электронный документ, и чтобы люди, не принимающие его, не оказались «за бортом» жизни, не лишились социальной помощи и т.д.
Эта позиция отражена, в частности, в докладе Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2011 года и в Определении Собора. Приведу слова Святейшего Патриарха: «...В адрес Архиерейского Собора поступили многочисленные обращения верующих, обеспокоенных возможностью обязательного присвоения некоторых средств электронной идентификации личности. Эти обращения внимательно изучены. Церковь с пониманием относится к позиции людей, не желающих подвергаться контролю, который позволяет собирать всеобъемлющую информацию об их частной жизни, а в перспективе может быть использован для дискриминации граждан по мировоззренческому признаку. Мы продолжим диалог с государством с целью добиться возможности иметь альтернативу электронным средствам контроля и пользоваться традиционными, привычными способами подтверждения человеком своей личности при получении социальных благ и вообще при контактах с государством...»
Эта проблема сегодня волнует многих людей. Честно говоря, пока я не вижу чисто религиозных причин для отказа от УЭК. В рамках проекта по внедрению карты предлагалось объединить несколько сервисов, которые якобы должны облегчить предоставление социальных льгот, поездки в транспорте, банковские платежи и т.п. Сегодня люди, в том числе верующие, пользуются банковскими картами, проездными и другими электронными документами точно так же, как другими техническими средствами. Ведь, скажем, использование компьютера, других современных средств коммуникации само по себе не является грехом, если мы используем их в должных целях (например, сегодня Священное Писание, святоотеческие книги, наша газета «Православная вера» тоже готовятся к изданию с помощью различных компьютерных программ, размещаются в Интернете и т.д.).
Однако в отношении введения УЭК есть действительно серьезные опасения. Электронная система учета и контроля за всем и за всеми имеет тенденцию постепенно, со временем превратиться в средство манипулирования людьми, насильственного ограничения их прав. Такая тенденция совершенно четко просматривается. Можно вспомнить антиутопии «1984» Дж. Оруэлла, «Мы» Е. Замятина. Достаточно много было умов, которые как бы прозревали, что современная гедонистическая цивилизация постепенно придет к тотальному контролю над личностью, и она идет к этому.
Что касается тех универсальных электронных карт, о которых сегодня идет речь, мне кажется, пока еще это в значительной степени коммерческий проект. Согласно последней переписи у нас около 143 миллионов человек населения. Естественно, что изготовить 143 миллиона карточек и определенное количество устройств для их считывания — это колоссальный заказ, огромные бюджетные деньги, освоить которые, конечно же, есть масса желающих. И поэтому всякого рода наши попытки протестовать будут, как я понимаю, очень малоэффективными.
Тут много вопросов, которые задает себе каждый нормальный человек. Кто будет гарантировать защиту личных данных от несанкционированного использования? Что будет в случае сбоя системы, при элементарном отключении электричества из-за крупной аварии или природного катаклизма? Наконец, мне сложно себе представить, как в какой-нибудь деревне пенсионерка или пенсионер будут пользоваться этой картой, что они будут с ней делать…
Видимо, из-за того, что вопросов пока больше, чем ответов, введение УЭК в нашей стране было отложено, как сообщили, по причине «недостаточного межведомственного взаимодействия». Что будет дальше — посмотрим.
Что касается Вашего утверждения о том, что пастырь «должен объяснять пастве пагубность принятия карты», что карта — это «последний шаг к принятию начертания антихриста»… Повторю: пока поводов для паники нет. Принятие или непринятие УЭК, как и ИНН,— дело Вашей совести: если Вы их не примете, хорошо. Если примете, ничего страшного с Вами не произойдет — никакого отношения к спасению души это не имеет: сегодня никто не заставляет нас отрекаться от Христа. Эти документы не являются ни «печатью», ни «предпечатью» (есть такое выдуманное слово) антихриста, и борьба с ними не является сердцевиной, центром церковного учения и условием спасения человека.
Надо помнить и о такой опасности: часто панические настроения и конфликты, как это было в случае с ИНН и новыми российскими паспортами, раздувают и используют в своих целях люди, стремящиеся к расколу или разделениям в Церкви. Как правило, они очень быстро приходят в своих рассуждениях к отрицанию Церкви и осуждению Священноначалия.
Борьба, которая в христианской жизни действительно насущно необходима,— это борьба с грехом в самом себе. Нужны внимание к своей внутренней жизни, помышлениям, словам, поступкам, нужно прилагать усилия к тому, чтобы самому всегда действовать по заповедям Христовым. В своем отношении к внешним событиям, к окружающему нас миру мы также должны руководствоваться словами Спасителя, наставлениями Апостолов: Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Ин. 14, 27); И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? (1 Пет. 3, 13).
Свое отношение к ювенальной юстиции наша Церковь в лице своего Предстоятеля и священнослужителей высказывала неоднократно. Мне также доводилось говорить об этой проблеме, в том числе в Общественной палате РФ. Действительно, в западных странах, благодаря действиям ювенальщиков, происходят самые абсурдные ситуации. Как правило, продвижением ЮЮ в нашей стране занимаются люди, питающие какую-то органическую необъяснимую ненависть к семье как институту и традиционным семейным ценностям. В настоящее время Межсоборным присутствием разрабатывается документ, детально излагающий позицию Русской Православной Церкви в отношении ювенальной юстиции. Вопрос только в том, насколько государство готово прислушиваться к голосу Церкви.
Комментариев нет:
Отправить комментарий