воскресенье, 16 марта 2014 г.

Летопись смоленского храма - отражение истории страны


Источник: свящ. Владислав Степанов. Краткая история храма святых Петра и Павла, подготовленная к его 850-летию. В кн.: Смоленские епархиальные ведомости, № 4, 1996 г. С. 24-30. Все права сохранены.
Размещение материала в открытом доступе произведено: www.russiancity.ru. Все права сохранены.
Размещение в библиотеке «РусАрх»: 2013 г

   

Свящ. Владислав Степанов
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХРАМА СВЯТЫХ ПЕТРА И ПАВЛА,
ПОДГОТОВЛЕННАЯ К ЕГО 850-ЛЕТИЮ


-24-
        Храм во имя святых и всехвальных, первоверховных апостолов Петра и Павла - свидетель 1000-летней истории Смоленска, один из немногих, дошедших до нашего времени памятников домонгольской Руси.
        Его основатель - святой угодник Божий, благоверный князь Ростислав (в святом крещении Михаил) Мстиславович Набожный, сын Мстислава Великого, внук Владимира Мономаха, праправнук равноапостольного Владимира Святого; княжил в Смоленске с 1125 по 1160 год.
        Его память совершается 14 марта, а также в дни празднования Собора Смоленских, Белорусских, Киево-Печерских в дальних пещерах святых.
        Храм был построен на малонаселенном месте левого пустынного низменного берега Днепра, называемом "Тетеревник", там, где была загородная княжеская резиденция, жила его дружина, охотники и слуги. Вблизи восточной части храма до 60-х годов нашего века протекала речка Городня или Городянка. На плане конца XVIII века также нанесены три озера с мельничными плотинами. С севера находился густой сосновый лес.
        Деревянный терем галереей примыкал к юго-западной части храма, соединяясь с устроенной на хорах княжеской молельней. Загадочным до сих пор остается найденный в западной части ансамбля церкви фундамент и остатки древней постройки, в ко-

-25-
торой многие исследователи видят гражданскую постройку.
        Храм был освящен епископом Мануилом Греком. О значении храма для князя говорят погребальные ниши - аркосолии. Возможно, на них ссылалась сестра Ростислава Рогнеда, уговаривая его согласиться быть положенным в Смоленске.
        Храм, покрытый свинцовой кровлей, с водометами был украшен фресками, поливной плиткой, зеленой, желтой и коричневой глазури. В деревянные окончины (брус одной из них сохранился) были вставлены тонкие круглые стекла-оконницы. 12 голосников улучшали акустику храма. Иконостас был одноярусным, предположительно, деревянным, Иконы и Царские врата могли быть обложены басмою.
        В настоящее время сохранились небольшие фрагменты росписей XII века. Фрески с растительным орнаментом, не повторяющимся, имеются на внутренних откосах верхнего яруса окон северного и южного фасадов, а также барабана - до половины высоты окон.
        Недавно при реставрационных работах под руководством Кузнецова А.С. была расчищена фреска с графьей - медальон диаметром 40 см с изображением пророка со свитком в руке, предположительно - Даниила. Сохранилась розетка на откосе окна западного фасада.
        Труды Воронина Н.Н. описывают такие элементы фресковой росписи, как полилитие, т.е. фресковая имитация мрамора; розетки; процветшие кресты; белые завесы с коричневыми вышивками; белые арочки и тонкие колонки на синем фоне; изображения предположительно определенные как Рождество Богородицы, Святые Константин и Елена, композиции Неопалимая Купина и Скиния или по другим данным "Премудрость созда Себе дом". На фотографиях запечатлены изображения пророка Гедеона с орошенным руном.
        Богатство храма также составляют графитти; Одну надпись нашел и прочел П.Д.Барановский: "Господи, помози рабу Твоему Василиеви Усову". Другой надписью является образец первых шести букв кириллицы, начертанных на высоте роста ребенка. Имеется еще целый ряд неисследованных графитти.
        После 1168 года храм из княжеского (вотчинного) становится приходским "мирским". Об этом свидетельствует житие святого Меркурия Смоленского, который приходил в храм Воздвижения Креста Господня "молиться за мир, зовомый Петровского ста", т.е. речь идет об административном делении на сотни, одна из которых называлась по имени Петропавловского прихода. В соответствии с этими переменами, в конце XII - начале XIII веков храм меняет свой облик. К храму пристраивают притворы-усыпальницы: южный, затем северный, и, наконец, западную и южную пристройки с приделом для заупокойных богослужений.
        Раскопки под управлением Воронина Н.Н. рассказывают нам о том, как погребали в домонгольской Руси. Тело, обернутое полотном, клали в гробницу из красного песчаника или плинфы, иногда засыпали землей и закрывали плитами на растворе. Поэтому на Руси употребляли слово "опрятать".
        После построения западных и северных главок, усиливших пышность и монументальность храма, был устранен переход в княжий терем и вход в княжескую молельню был заложен. По свидетельству историка Писарева с XII до XV веков в Смоленске только в предместьях насчитывалось не менее 13 церквей, чьи остатки им были обнаружены.
        В 1404 году Смоленск и его области были заняты Великим князем Литовским Витовтом. Начался литовский период истории Смоленска, продолжавшийся до 1514 года.
        
        Начало XVII века была ознаменовано страшными смутами на Руси. Время это называли лихолетьем, а в Смоленске - литовским разорением, 3 июня 1611 г. Смоленск после 20-месячной осады войсками Сигизмунда III пал. Большинство жителей было перебито. Часть с архиепископом Сергием сдалась в плен и была, уведена в Польшу. Собор был взорван, церкви города, за исключением Авраамиевской, лежали или в развалинах или сгорели. Местность около Петропавловского храма от речки Городни до Шклянной горы (ныне Заднепровье) была опустошена и заселена заново. Известно, что в 1633 году храм, окруженный каменной оградой - цитаделью, был опорою Владислава IV против воеводы Прозоровского, предпринявшего неудачную попытку вернуть Смоленск Московскому царству. Однако храм при этом не пострадал.
        В связи с тем, что собор был взорван, большинство церквей города и предместий лежали в развалинах, оставшиеся целыми были посвящены святым, не признаваемым католической церковью: Авраамиевская, Борисоглебская, - храм св. апостолов Петра и Павла, дорогой католикам, был нерушим. Они пользовались им, пока шла постройка костела на месте взорванного собора. Нужно сказать, что сама война Речи Посполитой с Русью имела религиозный характер, целью ее было подчинить Русь папе. В универсале, посланном смолянам Сигизмундом, писалось, что поход предпринят для "славы Божией и для распространения святой католической веры". В Смоленске было введено Магдебургское право, делопроизводство должно было вестись первые

-26-
м десять лет на польском, а затем - на латинском языке.
        Итак, в 1611 году Петропавловский храм был обращен в костел. Об этом свидетельствуют растесаный портал на хорах храма в гинекеоне, предназначенный для установки органа. Сигизмунда III сопровождал капеллан или епископ, который проживал при Петропавловской церкви. Храм был украшен лучшими произведениями западных художников в копиях и оригиналах, картинами Рубенса, Гвидо-Рени, Тинторетто и других мастеров.
        В 1618 году после Деулинского перемирия архиепископ Сергий вернулся на Русь. Из политических видов ему был дан привилей на право жителям Смоленска свободного вероисповедания. Неудачи католицизма на Смоленщине, преодоление смуты в Москве в 1613 году, воцарение Романовых и желание удержать Смоленск под своим владычеством побудили Сигизмунда III задобрить архиепископа Сергия и примирить его с новым подданством. С1619 года Петропавловский храм стал кафедральным православным и центром обширнейшей епархии, в которую входила значительная часть епархий Смоленской, Полоцкой, Могилевской, Черниговской, Орловской и Калужской.
        20 марта 1621 года архиепископу Сергию по новому привилею отводится Петропавловская церковь с Заднепровской слободой и со всеми принадлежащими ей владениями, сверх того - пожалованы Твердилицкая и Трисвятская волости и озеро Глушица для рыбной ловли. Сигизмунд III в этом же привилее писал так: "По апостольскому учению и по правилам соборов всходная (т.е. восточная) церковь с заходною (западною) едина, одним сердцем и устами прославляет имя Господне, верховного апостола Петра имеет своим главою и содержит одинаковые с нею правила". Тогда же вследствие безлюдья были даны земельные владения и православному духовенству Смоленской епархии. Архиепископ Сергий, "Гермоген Смоленска", имел большой авторитет среди своей паствы. С его приходом коренные смоляне, торговцы, ремесленники, бросают насиженные места в городе и селятся в петропавловской слободе, вблизи кафедрального храма своего епископа, Этот отлив из города в предместье принял такие размеры, что в 1623 году архиепископ Сергий получил из Варшавы королевское предписание не допускать заселение своей слободы и не строить в ней торговых помещений. Мало того, за это у него была отобрана Твердилицкая мельница и озеро Глушица. При жизни архиепископа Сергия, не взирая на усилия иезуитов и базилиан, католичество и униатство не имели успеха в Смоленске.
        Потеряв надежду на чистое католичество в Смоленске, польское правительство решило прибегнуть к унии. Брестская уния 1596 года явилась трагедией для народов, живших в западных землях Великой, Малой, Белой и Червонной Руси, показала захватнический характер Римского католицизма.
        Униатская архиепископия была открыта в Смоленске в 1625 году, после смерти архиепископа Сергия. Три года Смоленской епархией заведовал митрополит Иов Борецкий. В 1628 году по просьбе сильной в Смоленске православной партии Иов Борецкий назначил архиепископом Смоленским и Черниговским Исайю Копинского, но тот не жил в Смоленске, а в 1631 году был назначен митрополитом Киевским, что окончательно развязало руки католикам и униатам. Униатским архиепископом Смоленска был назначен Лев Кревза или по актам Леон Креуза Реутский. Это был деятельнейший помощник митрополита Иосифа Руцкаго, один из учредителей базилианского ордена (униатский монашеский орден) и его протоархимандрит, убежденный пропагандист унии и ее литературный защитник: "Всех собе поверенных овечок во единость с костелом Римским приводил бы".
        Сигизмунд III дал ему Твердилицкую и Трисвятскую волости и "все церкви набоженства греческаго в его архиепископии с духовными их под его рад". Но смоляне чуждались унии и кандидатов в священство в отобранные у православных церкви у Кревзы не было. В письме Владиславу IV, в феврале 1633 года, он признает, что не имеет, где "главу подклонить".
        Тем временем польское правительство по-прежнему предпринимало усилия, чтобы заселить крепость. Лев Кревза снес Петропавловскую слободу, и это было поставлено ему в заслугу. Привилеем Владислава IV от 9 февраля 1633 г. Петропавловский храм, именуемый монастырем, вместе с другими монастырями и храмами Смоленской епархии в числе 260-ти отдается Льву Кревзе. В другом привилее о наделении землею смоленского духовенства говорится уже об архиерейском доме при церкви Петра и Павла. Дворец был построен не раньше 1634 года. На плане Гондиуса мы его не видим. В другом привилее (дата неизвестна) Петропавловский храм в 3-й раз становится общеепархиальным религиозным центром, на этот раз для унии. Приказом короля все мещане Смоленска "набоженства русскаго, которые в яком колвеке цеху обо братстве знайдутся звычайные свои складки, которые набожные цехи и братства складывать извикли, нигде индей, только на оздобу церкви Петра и Павла оборочали". Тем самым насильственно обогащалась казна униатского миссионерского центра. Под уг-

-27-
розой штрафа в 100 рублей литовских грошей старосты цехов и братств должны были следить за исправным поступлением братских взносов и отчеты ежегодно представлять архиепископу. А для надзора за причтами был поставлен протопоп - Матвей Остапков, "в речах церковных беглый и набожности христианской досконалый". Уния не имела абсолютно никакого успеха в Смоленске, несмотря на то, что в 1639 году во всем Смоленском и даже Дорогобужском уездах было прекращено богослужение по православно-греческому обряду. Лев Кревза говорил Соковичу, что смоляне выходили из кафедральной церкви униатского епископа, если он начинал говорить проповедь. В 1640 году последовал отказ со стороны польского правительства на просьбу Павла Салтыкова о дозволении построить в Смоленске православную церковь.
        Когда Лев Кревза оставил Смоленскую кафедру (причина неизвестна), заместителем его был архиепископ Андрей Квашнинский Золотой. Он - русский, воспитанник архиепископа Сергия, но уловленный в сети католицизма, принес много зла Православию в родном крае. Для него и был к западной части Петропавловского храма пристроен дворец, фундамент которого был виден в 1909 году. Вступая на кафедру, он дал присягу искоренить без остатка Православие в своей обширной епархии. Квашнинский сжег единственный православный храм Смоленска. Он устроил подземный ход из своего дворца к речке Городне. В 1904 году был обследован провал в северовосточной части ограды. Ход был обложен кирпичом или камнем. За три дня до прихода к Смоленску Алексея Михайловича, Обухович, польский воевода, приказал выжечь посады. Архиепископ со свитой удалился. Церковь Петра и Павла опустела и кругом было пусто.
        После взятия Смоленска, в 1654 году царь Алексей Михайлович принимает меры к восстановлению в Смоленске Православия, Монастыри и храмы приспособляются для православного богослужения. С 1654 года Петропавловская церковь становится приходским православным храмом. При переговорах с королем Яном Казимиром в 1656 году московское правительство решительно потребовало уничтожения унии в русских областях. В1659 году восстановлена в Смоленске православная архиерейская кафедра, архиепископия. Митрополией Смоленская и Дорогобужская епархия стала в 1681 году. Первым митрополитом Смоленским стал Симеон Милюков. По его ходатайству причт петропавловской церкви с 1681 года стал получать царское жалование и ругу. В 1697 году священнослужители Петропавловской церкви подавали просьбу на имя Петра Великого об улучшении их быта, и их просьба была удовлетворена.
        В XVIII веке храм приобретает внешний вид, относящийся к стилю "Нарышкинское барокко". В 1737 году на средства ктитора храма купца Андрея Феодоровича Сысоева при содействии купца Кремницына деревянная ограда была заменена каменной. У западного торца каменных палат была построена шатровая колокольня с двумя крыльцами-лестницами, с ползучими арками. Над палатами надстроена церковь во имя святой великомученицы Варвары. Нижний двусветный придел был освящен один - во имя великомученицы Екатерины, другой - во имя преподобного Нила Столобенского. Также был придел во имя Ахтырской иконы Божией Матери.
        При Петре I были совершены переселения с Дона в Смоленск и Смоленский край. И с этого времени в числе прихожан Петропавловской церкви были жители Донской казачьей слободы, живущие на Верхне-Донской улице.
        Петропавловская церковь сильно пострадала в Отечественную войну 1812 года. Французы вошли в Смоленск 6 августа 1812 года. После ранней обедни и освящения плодов все жители Петропавловского прихода, а также духовенство, взяв святое миро и святые Дары, бросили храм на произвол судьбы. Полковой священник Иоанн Зубовский, выходивший из Смоленска с Рязанским полком, увидел храм Петра и Павла, объятый пламенем. Пожар был такой силы, что колокола от сильного огня расплавились в слитки. О. Иоанн Зубовский вынес из горящего храма два Евангелия в серебряных окладах, три антиминса, три серебряные чаши, три лжицы, три звездицы, ковш для теплоты - все серебряные, четыре креста, несколько облачений и возил их с собою в полковом ящике. В 1813 и 1816 годах вся утварь была возвращена храму. Чтимая икона святого Архистратига Божия Михаила была закопана и найдена только через 20 лет. Причт церкви - священники Яков Еленев, Николай Успенский, Лев Полканов, диакон Симеон Селянинов, три дьячка и пономарь - разделили судьбу прихожан, укрывшись с ними в чащах Черного бора, где через неделю приступили к исполнению своих обязанностей, к совершению Таинств и треб. В 1912 году были изданы воспоминания прихожан Петропавловской церкви о событиях 1812 года, собранные священником Петром Цветковым.
        В 1814 году в Смоленск императрицей Марией Федоровной были присланы святые сосуды в достояние Смоленского Успенского собора и три ризницы - одна в город Красный в Екатерининский собор, другая - в Богородице-Рождественскую церковь на Рачевке, и третья - в назначенную

-28-
к восстановлению заградскую Петропавловскую церковь. В ризнице находились: один стихарь, подризник и риза белые; епитрахиль и поручи малинового бархата.
        В 1816 году при пособии от казны, указом Священного Синода, храм был восстановлен. Ремонт храма продолжался в течение ряда лет до 1837 года. В 1826 году был вызолочен иконостас верхней церкви святой великомученицы Варвары; в 1864 году устроены серебряные массивные ризы на иконостасные иконы; написаны 18 картин на стенах в алтаре и храме художником Свешниковым, тщанием смоленского купца Симеона Ивановича Петрова.
        В XIX веке к церкви приписан кладбищенский храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и святых преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. В 1889 году придельный храм во имя преподобного Нила Столобенского был разобран, и в нижнем теплом храме престол в честь Ахтырской иконы Божией Матери был переименован во имя преподобного Нила Столобенского. В храме находилась местночтимая икона этого святого, в которую были вложены частицы святых мощей преподобного Нила Столобенского.
        В 1895 году от Петропавловского прихода был устроен для нужд колонии малолетних преступников храм в селе Вакарове, у деревни Олетково. По установившейся традиции, в Семик (в 7-й четверг по Пасхе) на Тихвинском кладбище совершалась заупокойная литургия по всем умершим, а вечером при закате солнца при тысячной толпе народа совершалась полным собором священников вселенская панихида по всем скончавшимся без покаяния и христианского погребения, а также по всем умершим христианам в тот год и от века скончавшимся.
        Из замечательных священников прошлого века необходимо назвать имя Иоанна Иоанновича Глухарева, прослужившего 49 лет при храме. В 1848 году, в холеру, он день и ночь, объезжая приход на лошади, напутствовал больных, был проповедником, произносил пастырские наставления в домах и на улицах. Священник Александр Полесский преподавал поэзию и философию, был законоучителем в Смоленском Военном училище. Протоиерей Даниил Лебедев с 1877 по 1884 год - ректор Смоленской семинарии, с 1884 по 1888 год - настоятель Петропавловской церкви. Замечательными краеведами были священники Иоанн Соколов I и Петр Цветков.
        В 1896 году торжественно отмечалось 750-летие прихода. 29 июня в память святых апостолов Петра и Павла был совершен Крестный ход с иконой Божией Матери Одигитрии Смоленской. Епископом Феодосием была сказана проповедь о значении древнего храма. После богослужения на квартире священнослужителя Петра Цветкова был заслушан доклад, посвященный юбилею древнего храма.
        
        Изучая материалы советского периода в Смоленском архиве, удалось найти ранее неизвестные документы о закрытии Петропавловской церкви и других событиях церковной жизни после 1917 года.
        Общеизвестно, что 20 декабря 1918 года был издан Декрет о свободе совести и отделении Церкви от государства, которым религиозные организации лишались прав юридического лица, а имущество объявлялось народным достоянием.
        Согласно постановлению Народного комиссариата юстиции от 24 августа 1918 года все имущество передавалось лицам или организациям по договору в бессрочное и бесплатное пользование".
        Механизм передачи был следующий: на двери храма вешали объявление о его сдаче или была публикация в местной прессе. Если после 7 дней со дня публикации объявления не находилось желающих взять здание в пользование, то дело передавалось в ведомство Народного просвещения.
        Нам известно, что община Петропавловской церкви после 1917 года пользовалась по договору только поздней постройкой XVII века. Древняя часть церкви XII века находилась в ведении Запоблмузея и Главнауки.
        Общине неоднократно приходилось принимать сотрудников Академии Наук, командированных из Ленинграда для изучения и зарисовки древних храмов.
        Интересны воспоминания об этом времени старейшей прихожанки Петропавловской церкви Марии Ивановны Выходце во и 1905 г.р. Ее отец был также прихожанином этого храма.
        Мария Ивановна вспоминает, что вскоре после революции епископ Макарий объявил, что Великим Постом, в неделю Торжества Православия будет крестный ход из собора на пл.Смирнова. Тринадцатилетняя Мария участвовала вместе с отцом в этом событии. Она вспоминает, что на площади собралось великое множество народа. Владыка стоял на высокой кафедре в красивом облачении и сказал, обращаясь ко всем: "Пусть мой голос будет слышен до Иерусалима. Кто доживет до Пасхи, тот не пой, а кто не доживет, тому благословляю петь "Христос воскресе!" Крестный ход возвращался в собор с пасхальными песнопениями.
        Мария Ивановна свидетельствует о том, что к ним домой приходил собирать налоги член

-29-
сельсовета Иван Дударев. Будучи в нетрезвом состоянии, он рассказывал ее матери в присутствии детей, что участвовал в расстреле епископа Макария в деревне недалеко от Смоленска. По его словам с епископа перед расстрелом хотели снять крест, но он не дал, сказав: "Потом, с мертвого снимете". После того, как во Владыку выстрелили три раза, он продолжал стоять, тогда его столкнули в яму участники расстрела.
        22 марта 1922 г. издается Декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих, которое проводилось по всем церквам без исключения.
        Мы не располагаем конкретными документами по этому изъятию в Петропавловском храме, но из описи храмового имущества за 1861 год знаем, что в пятипрестольном Петропавловском храме было около 160 икон, из них 20 икон - в серебряных ризах. Серебряных вызолоченных сосудов перечисляется 42 наименования, а также пять Евангелий начала XIX века, украшенных серебром, и 5 серебряных напрестольных крестов. Общий вес серебра в изделиях составлял около 70 кг. В той же описи за 1861 г. перечислено 104 наименования церковных люстр, лампад и подсвечников из меди, общим весом около 350 кг.
        После изъятия ценностей из храма в опросном листе от 12 января 1924 года, подписанном настоятелем Петропавловской церкви протоиереем Петром Цветковым, в графе "Ценные вещи из книг и утвари" указывается только один серебряный дискос, икона Николая Чудотворца начала XVIII века и 5 икон на полотне Рубенса и Гвидо.
        В том же опросном листе записано, что в 1924 г. в храме еще хранилась часть церковного архива с 1813 г., а храмовая библиотека состояла из разрозненных томов церковных и епархиальных ведомостей.
        С 1 декабря 1927 г. архиепископ Серафим (Остроумов) был назначен митрополитом Сергием на Смоленскую кафедру.
        В Смоленском архиве хранится анкета 1936 года, написанная рукой архиепископа Серафима, из которой узнаем следующие факты его биографии:
        1) родился в 1880 г.;
        2) с 1908 по 1917 гг. - архимандрит в г.Холме;
        3) с 1917 по 1927 гг. - епископ в г.Орле;
        4) с 1927 г. - архиепископ в г.Смоленске;
        5) в 1922 г. был осужден по делу об изъятии церковных ценностей.
        
В 1927 г. в Успенском соборе служили обновленцы.
        Кафедра Владыки Серафима находилась в Нижне-Никольской церкви, где с 1922 г. служил знакомый Владыке по Орлу о.Иоанн Соколов.
        Мария Ивановна Выходцева вспоминает о Владыке Серафиме следующее: "Власти предложили ему служить по-новому, но он отказался и сказал: "Лучше я стану на место пьяного, но веры Христовой не сменю".
        Из документов Смоленского архива видно, что в 1929 г. была организована мощная кампания по закрытию церквей. Так, в Смоленске с февраля 1929 г. по февраль 1930 г. было закрыто 14 церквей, в том числе 29 июля 1929 г. была закрыта Нижне-Никольская церковь. После этого события кафедра архиепископа Серафима была перенесена в Петропавловскую церковь.
        Выходцева вспоминает, что при Владыке Серафиме богослужения проходили одновременно на 1-м и 2-м этаже храма. Некоторое время на 1-м этаже храма хранилось протравленное зерно, а богослужения проходили только на 2-м этаже.
        Интересны воспоминания Марии Ивановны о том, как она венчалась в 1929 году. В то время смеялись над теми, кто венчался. Мать сказала Марии, что пока она не примет венец, отцовский дом будет для нее закрыт. Отец дал ей денег, чтобы в храме во время венчания была зажжена люстра, и Мария с будущим мужем тайком, по кустам, пробрались в храм Иоанна Милостивого на Тихвинском кладбище, где состоялось венчание.
        Документы Смоленского архива свидетельствуют, что с мая 1931 г., в течение года, по всем храмам области проводилось изъятие всех видов облачений из парчи, бархата, шелка и шерсти, а также изымались тканевые изделия гражданского обихода от салфеток до ковров. Изъятые вещи отправлялись в Москву в Особую часть по учету и реализации Госфондов Народного комиссариата финансов. Затем изъятое продавалось в Хозяйственный отдел ОГПУ, откуда парчевые облачения, не представлявшие антикварной ценности, отправлялись на переработку, где из них извлекали серебряные и золотые нити, Ткани, не затканные металлом, использовались в качестве поделочного материала.
        В Смоленском архиве хранится список служителей культа и действующих церквей в г.Смоленске 1934 г. В нем значится 6 действующих церквей, в том числе и Петропавловский храм.
        Клир Петропавловской церкви состоял в 1935 г. из 6 человек:
        - архиепископ Серафим (Остроумов);
        - свящ. Иоанн Соколов - настоятель;
        - свящ. Николай Конокотин;
        - свящ. Иоанн Зверев;
        - диакон Александр Пастухов;
        - псаломщик Евгений Жданов.
        В конце 1934 г. вышло постановление Западного Облисполкома о расторжении договора о пользовании с Петропавловс-

-30-
кой общиной с последующей передачей здания церкви под архив. 16 декабря 1934 г. члены общины подают обжалование в Центральный Исполнительный Комитет СССР с просьбой отменить постановление Облисполкома и оставить Петропавловский храм в ведении верующих. Члены общины пишут следующее: "община поддерживала храм в полном порядке и чистоте, и оснований к обвинению нет и не может быть, и нужды пока нет в отбирании Петропавловского храма для архива, т.к. этот архив вполне может быть размещен в одной из церквей, ликвидированных недавно и ничем не занятых, как-то Духовская, Свирская, Воздвиженская и Троицкий монастырь".
        По существующим тогда правилам дело после обжалования передавалось для окончательного решения в Центральную Комиссию по вопросам культа при Президиуме ЦИК СССР, до окончательного решения церковь сохранялась в пользовании верующих.
        В Смоленском архиве хранится потрясающий по своей силе документ - отношение от 19 января 1935 года председателя Западного Облисполкома Ракитова в Центральный Исполком. В нем говорится:
        "В ответ на ваш запрос об изъятии Петропавловской церкви Запоблисполком сообщает следующее:
        1. В связи со строительством льнокомбината в г.Смоленске, имеющим всесоюзное значение, пришлось снести ряд домов и складов, вследствие чего г.Смоленск переживает огромнейший кризис как в жилых, так и в складских помещениях. На сегодняшний день в распоряжении религиозных общин г.Смоленска есть еще шесть незакрытых церквей, причем Петропавловская церковь, если смотреть с точки зрения политической и стратегической, благодаря близкому расположению ее к главной товарно-пассажирской станции г.Смоленска, может быть наблюдательным пунктом для неприятеля, которому классовые наши враги могут передавать те или иные сведения о прохождении воинских поездов и т.д.
        ...
        Петропавловская религиозная обшина в настоящее время пользуется только пристройкой к старому зданию, находящемуся в ведении Музея. Эта пристройка ... построена в 1737 г., и не имеет никакого значения ни в архитектурном, ни в историческом отношениях.
        Учитывая огромнейшую нужду в помещениях, мы до сего времени не в состоянии дать помещение под архив Октябрьской Революции, который в настоящее время размещен в бывшей церкви Авраамиевского монастыря, которая грозит обвалом...
        ... Имея в виду, что в архиве Октябрьской Революции сосредоточено огромнейшее количество ценнейших документов, отображающих советское строительство в Западной области, запобдисполком просит, вслучае передачи указанной общиной ходатайства об отмене нашего постановления, ... оставить жалобу без последствий".
        Тяжба о закрытии Петропавловской церкви между общиной, Запоблисполкомом и Всесоюзным ЦИКом длилась с конца 1934 г. по начало 1936 г. и имела несколько обжалований во ВЦИК от верующих.
        В конце концов в начале 1936 г. ВЦИК утвердил постановление Запоблисполкома о ликвидации церкви от 6 мая 1935 г. - день памяти св. великомученика Георгия.
        Из документов Смоленского архива видно, что с начала 1935 года по Западной области проходило изъятие колокольной бронзы. В отчете Гостреста по заготовке бронзы указывается, что в 1935 году по Западной области было снято 648 тысяч 540 тонн колокольной бронзы. Нам известно, что в конце XIX века в Петропавловском храме было 7 колоколов общим весом около 4 тонн.
        Через полгода после окончательного закрытия Петропавловской церкви был арестован у себя на квартире о.Иоанн Соколов по делу архиепископа Серафима (Остроумова), который обвинялся в создании и руководстве контрреволюционной группой. Никто из подсудимых по этому делу не был расстрелян, т.к. не было предъявлено достаточных оснований.
        Следствие длилось 7 месяцев и 27 марта 1937 года постановлением особого совещания НКВД Западной области о.Иоанн Соколов признан виновным по ст.58 п.10 и приговорен к высылке в Казахстан на 10 лет.
        Такой же приговор был у архиепископа Серафима и других священников, проходивших по этому делу.
        Сын о.Иоанна Соколова, Николай вспоминает, что в ссылку его отец, Владыка Серафим и другие священники отправлялись вместе, в одном вагоне. Нам известна дальнейшая судьба только о.Иоанна Соколова, благодаря воспоминаниям его сына.
        В конце лета 1937 г. о.Иоанн приехал к месту ссылки в село Семиярское в 205 км от г. Семипалатинска. Вскоре туда приехала его матушка. 13 ноября 1937 г. о.Иоанн был снова арестован. 25 ноября 1937 г.,через 12 дней после ареста в г. Семипалатинске, был вынесен приговор тройки НКВД к расстрелу.
        Через три дня приговор привели в исполнение. Думается, что остальные священники, отправлявшиеся вместе в ссылку, сподобились мученической кончины, как и о.Иоанн.
        
        26 мая 1991 года возобновилась церковная жизнь в древнем храме. Божественную литургию совершил Высокопреосвященнейший митрополит Кирилл. 3 мая 1993 года приход посетил во время своего пребывания в Смоленской епархии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Им была преподнесена в благословение храму Казанская икона Божией Матери.

ИСТОЧНИК:



Все материалы библиотеки охраняются авторским правом и являются интеллектуальной собственностью их авторов.
Все материалы библиотеки получены из общедоступных источников либо непосредственно от их авторов.
Размещение материалов в библиотеке является их хранением, а не перепечаткой либо воспроизведением в какой-либо иной форме.
Любое использование материалов библиотеки без ссылки на их авторов, источники и библиотеку запрещено.
Запрещено использование материалов библиотеки в коммерческих целях.

Учредитель и хранитель библиотеки «РусАрх»,
доктор архитектуры, профессор



Комментариев нет: