воскресенье, 20 ноября 2011 г.

21 ноября (8 ноября по церковному календарю)

Православный календарь

21 ноября (8 ноября по церковному календарю)

<< 20 ноября22 ноября >>
Понедельник 24-й седмицы по Пятидесятнице,
(ев. чтения 25-й седмицы).
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

Свщмч. Павла Ансимова пресвитера (1937).

Лит.: 267 ЗАЧ., 1 СОЛ, 2, 20 – 3, 8. ЛК, ЗАЧ. 65; 12, 13-15, 22-31. Проповедь.
Апостольское чтение:
Братия, вы – слава наша и радость.
И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни,
И послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей,
Чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено.
Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете.
Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш.
Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас,
То мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры;
Ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.
Евангельское чтение:
В одно время, когда Иисус учил, некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.
Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?
При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
Посему говорю вам, – не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:
Душа больше пищи, и тело – одежды.
Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?
Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?
Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?
Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.
Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!
Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,
Потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;
Наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.
Проповедь протоиерея Александра Глебова.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Часть сегодняшнего евангельского чтения – это отрывок из Нагорной проповеди Христа Спасителя. И назидание это является важным и определяющим для духовной жизни человека.
Если прочитать этот текст полностью, то станет понятно, что Господь говорит о том, что должно являться доминантой человеческой жизни, что должно быть у человека на первом месте, к чему он должен стремиться, какие цели он должен перед собой ставить, и что в человеческой жизни должно быть второстепенным, хотя, может быть, и очень важным.
Правда, есть одно «но». Эти слова Господа могут восприниматься человеком и могут служить ему ориентиром в жизни лишь в том случае, если человек является верующим. Если он верит в Бога, как в своего Творца и Промыслителя. Если он верит, что Бог направляет его жизнь. Если человек верит, что его жизнь не заканчивается крышкой гроба, но продолжается в вечности.
В противном же случае, если люди придерживаются каких-то иных мировоззренческих позиций, то все то, о чем говорит Господь в сегодняшнем евангелии, навряд ли может иметь какое-либо значение и смысл. И уж тем более, люди не будут предпринимать усилий, чтобы воспринять эти слова и воплотить их в жизни. Хотя по инерции, по какой-то духовной инерции, даже люди далекие от Бога могут говорить, что все-таки это важно с точки зрения так называемых общечеловеческих ценностей. Хотя на мой взгляд это понятие «общечеловеческие ценности» достаточно размыто. Потому что у одной группы людей это ценности одни, у другой совершенно противоположные, у третьих – третьи и так далее. Но не об этом речь.
О чем же говорит Господь. А Он говорит, что душа человека – больше пищи и тело – больше одежды. Он призывает нас не заботиться о завтрашнем дне. Но правда, наверное, эта фраза нуждается в пояснении небольшом. Действительно, как же можно так бездумно жить, не заботясь о завтрашнем дне? Ведь мы знаем, что, когда человек живет одним днем, беспечно и ветрено, то это обычно ни к чему хорошему не приводит. Заботиться о завтрашнем дне надо. Только забота бывает разная. И гораздо точнее слова Христа выражены в славянском тексте Евангелия. Там «не заботьтесь» звучит следующим образом: не пецытесь. То есть, чтобы эта забота не испепеляла ваше сердце.
Христос просто как бы очерчивает рамки, за которые наши житейские заботы не должны выходить. Не стоит от них сгорать, не стоят они жизни, не стоят они того, чтобы только ради них жить. Жить надо ради другого. Далее Христос говорит: посмотрите на птиц. Они не сеют, не жнут, но Господь питает их. Или посмотрите на полевые лилии, которые не трудятся, не прядут ткани, но Господь их так украсил, что и Соломон во всей своей славе не одевался так. Но вы-то, то есть люди, - больше, чем птицы или растения, и Господь знает, в чем вы имеете необходимость. «Вы же в первую очередь ищите Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится вам». Дальше Господь продолжает: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет».
Многие критически воспринимают эти слова Спасителя и считают, что здесь Господь призывает нас к какому-то созерцательному состоянию, к отказу от житейских благ, к какому-то жизненному безразличию. Что Господь отрешает нас от труда. Ну действительно, зачем трудиться, что-то зарабатывать, если птицы не работают, а Господь их питает. Но если мы – больше птиц, то сиди, в первую очередь думай о Царствии Божием, а уж Господь – то найдет способ, как тебя прокормить.
Нет, это упрощенное и совершенно неверное понимание того, что говорит Господь. Господь не отрешает нас ни от земных забот, ни от земных радостей, ни от труда, ни от материального достатка, ну, конечно, в том случае, если этот достаток явился следствием честного труда. Но в этих словах Спасителя как бы содержится призыв: Человек. Помни свое высшее предназначение. Здесь речь идет о приоритетах: что чему предшествует, и что чему должно быть подчинено. Господь не делит мир на черное и белое, на хорошее и плохое. Он говорит, что и посреди ценностей существует иерархия: есть хорошее, а есть еще лучшее; есть важное, а есть еще более важное.
Я приведу такой пример. Опять-таки из учения Христа, из Его слов. Ведь, наверное, никто не будет спорить, что человеческая жизнь является абсолютной ценностью. Здесь даже двух мнений быть не может. Ну а Господь что говорит? Он говорит, что в каких-то ситуациях человек, отдавая свою жизнь, обретает еще большую ценность: «Нет больше той любви, кто жизнь свою положит за други своя». Или «кто хочет душу свою, то есть жизнь, спасти, погубит ее, а кто жизнь свою отдаст ради Меня и Евангелия, обретет ее».
Это значит, что наивысшей точкой в системе ценностей является Царствие Божие, единение человека с Богом.
Если наша житейская забота, или удовольствие, или накопление становится самоцелью, и человек любыми путями пытается достичь этой цели, несмотря ни на кого и ни на что, если для него это составляет смысл жизни, то это неправильная жизненная позиция. Именно о недопустимости этого и предупреждает Господь в сегодняшнем евангелии. И Он говорит, что в конечном итоге такой человек обречен на неудачу и на разочарование, потому что выбрал ложную цель своей жизни. Но если наши заботы, наши труды, наши радости или переживания сопутствуют нашей жизни в движении к главной цели, к которой Господь приглашает нас и на которую Он нам указывает, это означает, что такой человек правильно организовал свою жизнь. Он движется в верном направлении, к верной цели. И хоть путь этот нелегкий, «узкий», как называет его Господь в Евангелии, человек, идущий по нему может не сомневаться, что в конце этого пути Господь не посрамит его усилий, щедро воздаст ему в вечности.
Да и не только в вечности. И в этой жизни все необходимое прилагается тому, кто в первую очередь ищет Царствия Божия. Аминь.
Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Сегодня - праздник в честь Небесных Сил бесплотных, которых Господь Бог сотворил в самом начале. Они уже "восклицали от радости", когда Бог полагал основание Вселенной (Иов. 38, 7). Нам также открыто, что бесплотные Силы имеют разные дарования. Пророк Иезекииль пишет, например, о Херувимах, что "все тело их, и спины их, и руки их, и крылья их ... полны очей" (Иез. 10, 22). Они имеют разные служения, и составляют некую иерархию. Апостол Павел в своих посланиях упоминает Престолы, Начальства, Власти, Господства, Силы, Архангелов, Ангелов. Открыты нам также имена некоторых верховных Архангелов. Имя Архистратига всех Небесных Воинств - Михаил. Он же - хранитель сначала Богоизбранного народа, а потом - нового Израиля, Христовой Церкви. Имя второго Архангела - Гавриил. Это - Божий благовестник. Он и пророку Даниилу объяснял смысл видений о грядущих судьбах мира, и Пресвятой Деве возвестил о рождении от Нее Спасителя, и - Захарии о рождении Иоанна Крестителя.
Писание говорит, что Ангелы "суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение". У каждого есть свой Ангел-хранитель, и поэтому, когда мы обижаем человека, мы одновременно задеваем и небеса: "Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного" (Мф. 18, 10). Служить Богу и людям - высшая радость для Ангелов, и они так это делают, что люди чувствуют, что действует Сам Бог. Узнав о Рождестве Христовом, пастухи сказали: "Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь" (Лк. 2, 15). А ведь возвестили им об этом Ангелы!
Ангелы ревнуют о славе Божией и об искоренении зла: "Господи! не доброе ли семя сеял Ты на поле Твоем? Откуда же на нем плевелы? ... Хочешь ли, мы пойдем и выберем их"? Но только Бог обладает полнотой ведения; только Он знает, когда сеять, жать, и выдергивать плевелы.
Открыто нам, что есть и падшие ангелы, называемые бесами. Их тоже много, и во главе их тот, кого именуют сатаной. Это их имел в виду Апостол, когда говорил, что "наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (Еф. 6, 12). Дух прост. Он выбирает раз и навсегда, и в зависимости от своего свободного выбора, он или весь и навсегда в добре, или весь и навсегда во зле; и в нем уже нет точки опоры для изменения себя. Это - в отличие от человека, который кроме души имеет и тело, благодаря которому не может ни - как Ангел, сразу вознестись на небо, ни - как бес, сразу ниспасть во ад. Тело - как якорь, благодаря которому человек может остановиться на пути зла, может покаяться. На пути же добра Бог всегда поддержит, и Ангелов Своих пошлет на помощь, "сохранити тя во всех путех твоих" (Пс. 90).
И мы сегодня радостно приветствуем бесчисленное множество наших бесплотных помощников в борьбе с грехом и диаволом и просим их: "да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы". Потому что подлинное их оружие именно - молитва. В своем послании Апостол Иуда показывает, как воинствует Архангел Михаил. Он, споря с диаволом, "не смел произнесть укоризненного суда, но сказал: "Да запретит тебе Господь" (Иуд. 1, 9). И сквозь эти молитвенные слова - какой сокрушительный удар последовал: "Я видел Сатану, спадшего с неба, как молнию. Се даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и ничто не повредит вам", - говорит Господь. И как святому Андрею Юродивому было показано, насколько те, кто за нас, сильнее тех, кто против нас, - так и мы должны быть уверены, что "ополчится Ангел Господень окрест боящихся" Бога "и избавит их" (Пс. 33). И особенно должны мы помнить, какова сила ангельской молитвы, какова сила ангельского смиренного доверия Богу, и какова сила ангельского беззлобного противостояния врагу.

Комментариев нет: