вторник, 20 сентября 2011 г.

Ржевский полигон. Панихида 11.09.2011 г.



Ржевский полигон. Панихида.
У микрофона Александр Ратников, здравствуйте. 11 сентября у порохового склада на Ржевском полигоне по традиции собрались прихожане храмов Санкт-Петербургской епархии, чтобы молитвенно помянуть убиенных на этом месте.
О блаженном успении вечный покой…
Панихиду совершил председатель епархиального отдела по благотворительности, настоятель Храма святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, протоерей Александр Степанов, который по окончании богослужения обратился к собравшимся:
Дорогие отцы, братья и сестры, сегодня мы вновь собрались в этом скорбном месте и традиция наша собираться уже вот установившаяся в течение нескольких лет, первое воскресенье после 5 сентября, дня, когда был принят декрет о Красном терроре, и в этом году, так промыслительно эта дата совпала с днем памяти усекновения главы Иоанна Предтечи. Ну, и конечно, очевидна такая духовная связь этих событий, со всеми, впрочем, и иными событиями, когда убиваются безвинно люди. И убиваются даже не то, что безвинно, в каком-то смысле, с точки зрения тех, которые убивали, эти люди имели вину. И вот Иоанн Предтечи такой полноценный праобраз этого человека, который говорил Правду, который, как Пророк, говорил от Бога, Правду не человеческую, но Правду Божию, и вот те люди, которые здесь были убиты, начиная с восемнадцатого года, и далее, как теперь мы знаем, и в течение Второй Мировой войны в сороковые годы здесь продолжались расстрелы людей. Эти люди, прежде всего, если не конкретными делами, как некоторые, из тех, кто был здесь расстрелян, борьбой с Богоборческой властью, то по крайне мере, внутренним своим устроением радикально противостояли тому беззаконию, которое творилось в нашей стране, начиная с большевистского переворота. Сегодня мы хотели бы, конечно, поставить здесь Часовню или Храм, где совершалась бы молитва о тех, кто здесь убит. И этот Храм был бы, прежде всего, тоже как и эти люди, свидетелем, свидетелем, перед лицом всего мира, что Божья Правда, она всегда торжествует. Как бы не было сильно зло, всегда Добро, то, что Бог хотел видеть в этом мире при Творении, оно всегда, рано или поздно будет торжествовать. Конечно, на этом месте следовало бы сделать не только Храм, но и мемориал с музеем, посвященный жертвам репрессий, истории борьбы нашего народа этой богоборческой властью, ибо создается впечатление, что власть эта всех абсолютно устраивала. Что это как раз было осуществление многолетних, многовековых как бы чаяний русского народа, получить власть, которая уничтожит богатых и всё отдаст в руки бедных. Но вот мы знаем, что и Гражданская война унесла миллионы жизней, и эпоха репрессий унесла, опять таки, миллионы человеческих жизней. Именно вот те люди, которые вот здесь были уничтожены, они должны нами особенно почитаться, как действительно Ум, Честь и Совесть нашего народа вот в этот период. Мы привыкли к тому, что партия – Ум, Честь и Совесть. Так вот именно партией, коммунистической партией и направлялись все эти страшные чудовищные беззакония, которые творились в нашей стране на протяжении многих десятилетий. Таким образом, наша задача радикально переменить взгляд на этот период. Я понимаю, что для тех, кто сегодня здесь собрался, это задача, наверное, внутренняя, решение её состоялось, что мы не сомневаемся на  чьей стороне была Правда, кто был Героем этого времени, а кто был преступником. Но, к сожалению, если мы взглянем на более широкие круги людей в нашем обществе, то увидим, что далеко не так всё ясно и внятно. А ведь если мы теряем ориентиры, где Правда, а где Ложь, где Добро, а где Преступление, мы теряем возможность что-либо построить в нашей стране сегодня. Хотя время, которое нас отделяет – это уже 50-60-70 лет, и тем не менее, мы должны понимать, что это абсолютно актуальные события. Всё то, что мы видим сейчас, и вот та определенная безысходность нашей сегодняшней жизни, ибо мы видим, что да, жить можно, но ведь всё двигается к катастрофе в нашей стране. Причины этого лежат здесь. Бога не обманешь. Совесть не перехитришь. Как мы не делаем вид, что всё хорошо, что мы развиваемся, всё успешно, всё замечательно, совершенно понятно, что совсем всё не так. И вот начинать надо именно с осознания того, где корни нашей надвигающейся еще раз катастрофы. Дай Бог, чтобы все мы, здесь сегодня собравшиеся, в небольшом, хотя бы числе, были свидетелями этой Правды. Чтобы мы на своих местах, у себя в семье, там, где мы работаем, там, где мы общаемся с людьми, где, тем более, дерзаем о Боге что-то говорить, мы говорили и об этом. Ибо та Правда Божия, которая совершается в этом мире, она неотделима от той Правды, которая будет свершаться на Страшном суде Господнем, в Царствии Его. Невозможно быть спасенным игнорируя всё то, что происходит здесь. И не будучи настоящим свидетелем. Дай Господи нам всем таковыми быть и в меру своих сил, говорить людям об этой Правде, свидетельствовать и нести в мир Любовь и истинный Свет. Спасибо всем, кто сегодня собрался.
Могу сказать, что поскольку меня Владыко Митрополит уполномочил быть членом группы рабочей по созданию здесь мемориала в честь жертв репрессий большевистских. Значит эта группа существует, ее возглавляет Михаил Борисович Пиотровский, туда входят члены общества Мемориал, и такие разные, довольно видные скажем общественные деятели нашего города. Было обращение к Президенту страны, уже, собственно, два года назад, которое он поддержал, написал на обращении рабочей группы такую очень позитивную резолюцию о том, что он всячески поддерживает и дает поручение Правительству заняться изучением вопроса. Но вот дальше всё забуксовало, потому что идея была создать не только мемориальный комплекс, как какие-то сооружения, так сказать, памятные, но создать, прежде всего, большой музей и исследовательский центр вот здесь. Здесь планируется под это отведение большой территории, от дороги до реки Лубья, которая вот у нас за спиной там, и до Цветка Жизни, примерно в ту сторону, и наверное, с полкилометра в ту сторону. Вот такой мемориальный парк, в котором нужно было бы провести, прежде всего, исследования, раскопки, которые позволили бы более точно установить, что же здесь всё-таки происходило, в какие годы, кто здесь был расстрелян, и сколько здесь было уничтожено людей. На самом деле надо честно сказать, что мы очень и очень мало знаем. Вот информация, которой мы располагаем, это косвенные данные о расстреле здесь поэта Николая Гумилева, и вот, так называемая могила шести, которая в 90 е годы была группой общества Мемориал вскрыта и было доказано, что здесь лежат люди, именно убитые. Поэтому требуются очень большие, конечно, исследовательские работы. Кроме того, поскольку это место исторически связано именно с периодом начала Красного террора, было бы логично здесь сделать такой Федеральный центр по исследованию этого периода. Большую экспозицию, настоящий музей такой, подобный по масштабам, по замыслу какого-нибудь Яд ва-Шема в Иерусалиме, который посвящен, наверное все знают, Холокосту. И отсюда могла пойти волна и исследований и по другим регионам России, у которых, наверное, тоже, есть местные свои какие-то маленькие музеи, мемориалы, их, кстати, совсем не так мало около шестисот по стране, но они, как правило, в провинции, и мало кто знает об этом.
Но вот, к сожалению, нужно сказать, что весь этот замечательный проект он буксует, когда это все спустили в министерство, а министерство какое  - министерство культуры, поскольку речь идет о музее, а министерство культуры сказало, что у нас есть постановление правительства о том, что Федеральных учреждений больше в нашей стране не создается, уже все музеем, какие нужно созданы федерального значения, поэтому давайте всё на местный уровень. Местный уровень – это Ленинградская область, в каком состоянии находится музейный фонд Ленинградской области, я думаю, все хорошо представляют, почти нулевое финансирование, почти никаких возможностей, ну и значит, какая-нибудь бетонная стела будет поставлена, вот, собственно на этом всё кончится. Поэтому я думаю, что в течение этого года мы попытаемся все-таки определить, будет ли федеральное правительство разворачивать эту программу, которую мы предложили и, если всё-таки мы поймем ясно, что нет, тогда у нас остается, в общем-то, тот же путь, который и был в Бутово реализован, который сейчас вот на Левашовской пустоши, просить чтобы какой-то участок был передан Церкви и будем нашими усилиями просто строить здесь, наверное, небольшой Храм, но с такой возможностью, чтоб можно было под открытым небом, используя этот маленький Храм, в качестве алтаря, в случае большого стечения народа, на большой площадке послужить Божественную Литургию один или два раза в год. Ну а дальше уже, как Бог даст. Если удастся нам собрать какие-то силы наши церковные, то, конечно, можно, также как в Бутово, начать организовывать такой церковный уже исследовательский центр и, в конце концов, может быть окажется, что действительно никому кроме Церкви эта тема по-настоящему не нужна. Дай Бог, чтобы так или иначе нам удалось это осуществить, потому что от этого зависит не просто, какие-то исторические штудии, будут они или не будут, а зависит, на мой взгляд, по-настоящему, всё будущее нашей страны и, соответственно, будущее душ наших, которое должно определиться, к Правде и к Богу или без этого.
На Ржевском полигоне 11 сентября вместе с прихожанами Санкт-Петербургских Храмов молился Александр Ратников. До новых встреч в эфире.

Комментариев нет: